Фото: предоставлено Сергеем Алексашенко
Противники путинского режима ждут, когда же серьезно пошатнутся его экономические основы. Особенно в связи с тем, что военные расходы растут, а вслед за ними инфляция и дефицит кадров. Но воз и ныне там — российская экономика военного времени по-прежнему устойчива. Но что, если упадут цены на нефть? Это может нанести ей серьезный удар? Может быть, она окажется слабой перед лицом новых мировых экономических реалий? Или у политических эмигрантов есть еще какие-то идеи против ее устойчивости? Поговорили об этом с экономистом Сергеем Алексашенко* (Минюст РФ считает его иноагентом).
— Как признают многие эксперты, экономика России оказалась хоть и малоэффективной, но крепким орешком: развития нет, зато есть рост. Мы видим, например, рост военных расходов, что отражено и в проекте нового бюджета. Но как долго сможет российская экономика выдержать бремя роста военных расходов?
— В вашем вопросе заключено по сути два. Первый — как долго сможет жить российская экономика при военных расходах в 6–8%. Ответ: долго. Есть много примеров разных стран, которые живут при таком уровне военных расходов годами и даже десятилетиями. Понятно, что за это приходится платить либо более низким уровнем социального обеспечения, либо более высокой инфляцией. Это политический выбор, который делает власть, а общество принимает.
Второй — можно ли жить при таком уровне военных расходов? Да, можно. Может ли в какой-то момент произойти социальный взрыв, как это было, допустим, в Советском Союзе? Нет, не может. Потому что в Советском Союзе была плановая экономика. Чтобы ее привести в состояние равновесия, нужно было решение бюрократов какого-либо уровня: либо самого высокого — Горбачева, либо более низкого. А в рыночной экономике равновесие возникает за счет изменения цен. Дефицитные ресурсы и услуги становятся дороже, и таким образом экономика приходит в равновесие.
— Вы говорите, что за военные расходы придется платить. В нашем российском случае — чем именно? Нездоровую инфляцию мы уже наблюдаем, но при этом растут и зарплаты. В том числе, видимо, и за счет дефицита кадров, а это значит, снижается безработица. Чего еще ожидать российскому обществу в результате такого политического выбора?
— Вы правильно говорите: инфляция. Но она идет гораздо быстрее, чем индексируются зарплаты бюджетников (кстати, в этом году госслужащим зарплату не индексировали), пенсии, бюджетные расходы, не связанные с зарплатой. То есть вся остальная экономика, ее доходы обесцениваются за счет инфляции. А возникающая дельта достается Минфину. Собственно говоря, он и является главным бенефициаром более высокой инфляции, за счет этого он в состоянии финансировать огромные военные расходы.
Что касается дефицита трудовых кадров, то я об этом уже сказал.
Дефицитный ресурс становится дороже, в данном случае это рабочая сила. Сейчас уже принимаются решения привлекать рабочую силу из экзотических стран типа Танзании.
Какие сектора экономики будут лишаться рабочих сил, мы с вами не знаем, предсказать этого не можем. Мы видим, что сейчас наступил спад в строительстве, но это связано не с дефицитом кадров, а с прекращением программы льготной ипотеки. Сейчас мы видим огромный дефицит кадров в торговых сетях, где нужно большое количество низкооплачиваемых работников.
Что будет дальше, сказать сложно. Это зависит от сложности проблем, с которыми столкнется экономика и общество: от дальнейшего роста военных расходов до какого уровня они будут расти, будут ли расти другие сектора экономики. Использован ли весь, что называется, восстановительный потенциал после введения санкций или у гражданских секторов промышленности есть еще незадействованные резервы?
— Возникает вопрос, где взять деньги на «удовольствие» постоянно увеличивать военные расходы ради ведения войны? Понятно, это доходы от продажи нефти, резервный фонд, внутренние займы, может, даже кто-то рискнет инвестировать. Но можно вспомнить недавнее предупреждение Центробанка: существует высокая вероятность исчерпания средств Фонда Национального благосостояния в 2025 году в связи с тем, что цены на нефть «на всем горизонте» существенно ниже базовых значений, заложенных при формировании бюджета РФ. Могли бы вы оценить все эти источники, насколько оправдано рассчитывать на них?