
Педагог и просветитель Дима Зицер
youtube.com/dimazicer
В странах с тоталитарным режимом одна из главных мишеней государственной пропаганды — это ребенок. Некритическое принятие чужих идей (доктрин) свойственно маленьким детям, вследствие этого они наиболее склонны к индоктринации. Современная Россия в этом смысле уже почти не отстает от «лучших образцов» прошлого века — сталинского СССР и гитлеровской Германии. Когда-нибудь власть в России сменится, но травмы, наносимые сейчас обществу, и в первую очередь детям, могут оказаться непоправимыми для нескольких поколений. Поговорили об этом с известным педагогом, автором множества статей и книг по практической педагогике, популяризатором гуманистического подхода и технологий неформального образования Димой Зицером.
— Наверное, вы в курсе этих новостей, но я напомню. Недавно прошел день рождения Путина, и в сети появилась масса видео и фото, как в школах и даже в детских садах дети целыми классами и группами на камеру поздравляют президента Путина с днем рождения. А в некоторых учебных заведениях особенно отличились и составили из стоящих на коленях детей слово «Путин». Еще одна новость — пропагандистские «Разговоры о важном» собираются проводить уже в детских садах. То есть планируют промывать мозги с самого раннего возраста. Как работает пропаганда с маленькими детьми? Она отличается от пропаганды, направленной на подростков и взрослых?
— Вы имеете в виду, как она работает, какое влияние оказывает или какими методами действует?
— Думаю, что и то, и другое имеет значение.
— Если второе, то методы, в общем, не отличаются. Если же первое, то в возрасте пяти-семи лет пропаганда тотальна, от нее не спрятаться, это остается с людьми на всю жизнь, к сожалению.
— А что происходит с людьми, которые подвергаются пропаганде в таком юном возрасте?
— В двух словах это устроено так: ребенок до семи лет абсолютно верит взрослым и не может предположить даже, что взрослые могут хотеть ему зла. Любые взрослые, в первую очередь родители, но это относится к любым взрослым. Соответственно, критическое мышление даже не пытается включиться, оно есть и у маленьких детей, но в этом случае о нем и речи быть не может. Именно на этот механизм и рассчитано: все, что преподносится человеку в возрасте детского сада, работает тотально, сомнения в этом не будет. То есть сомнение, чтобы стоять на коленях с портретом Путина, у ребенка не возникает. Тем более что в детский сад его привела любимая мама и передала женщине, которая точно хочет ему добра так же, как и мама.
— Но когда человек вырастает, он разве не пересматривает свои взгляды, которые были внушены в детстве? Новая информация разве не меняет его отношение к действительности?
Человек говорит совершенно правильные вещи и делает совершенно правильные выводы. Не суть вопроса, в мелких неточностях в исторических воспоминаниях детсих лет. Российский фашизм существует и его пропаганда видна наглядно всем кто имеет глаза и нормально функционирующие мозги. Остальные могут отписаться от Репаблика или продолжать поиски "научно правильных" определений слова "фашизм". Суть явления от этого не меняется.
ну-ка раскидайте нам тут, где в рф сейчас фашизм?)
Как говаривал некий профессор Преображенский в известном произведении, -" разруха, она в головах, а не в клозетах". Цитирую по памяти, уж не взыщите. Так что в этом направлении и ищите. Желаю успехов.
ну т.е. свою позицию аргументировать не можете?
.
слив защитан, получается?
по-моему, иксперт путает определение слова фашизм. засим весь его опус - фигня.
Во-первых, определение не дается, указывается на ряд признаков. Разница понятна?
Во-вторых, про фашизм - это один абзац из дюжины. Нелепо оценивать весь текст на этом основании.
"Она была не такой интенсивной, не такой фашистской (сейчас мы говорим о фашистской пропаганде, называя вещи своими именами)..."
.
матчасть изучаем, потом комментируем. разница понятна?
.
или тоже будете утверждать что в российских школах идет фашисткая пропаганда?)
Комментатор коверкает слова, засим весь его комментарий (или, если хотите, все его комментарии) - фигня.
кроме придирке к форме [использованной, разумеется, с четкой целью поддымить пуканы] что-то по делу найдется?)
Нет, по делу мне мало что есть что добавить к тому, что сказано в интервью. Действительно, образовательные практики эпохи зрелого путинизма начинают до степени смешения напоминать немецкие эпохи расцвета национал-социализма (вождизм, культ силы, пропаганда национальной исключительности, особого пути и так далее). Причём, что особенно обидно, именно немецкие, а не других европейских режимов, также причисляемых к фашистским (Муссолини, Франко, Салазар). Почему бы нечто, неотличимое от фашизма, не назвать фашизмом. В принципе, можно наверное придумать и другой термин, но суть явления от этого не поменяется.
и все-таки у вас получилось добавить. "вождизм, культ силы, пропаганда национальной исключительности, особого пути и так далее" - а пруфы-то будут? я что-то сомневаюсь, что в росейских школах молятся на пу, топят за силу и нац.исключительность. ну что, где-то школьникам рассказывают, что есть народы-унтерменши или что надо весь мир поработить?
.
я понимаю, в какую сторону воюете вы и интервьюируемый иксперт [ну, собсна, если он бы воевал в другую сторону, его мнение мы бы не увидели на R (самом свободном и не-пропагандонском)], но называть росейский режим фашистким - это днищенская история. вы встаете в один ряд с россейским же режимом [который называет ф. известно кого] .
Пруфов не будет, потому что вы легко найдёте их сами, если захотите (но вы кажется не хотите).
И почему это вдруг называть путинский (или «росейский», пользуясь вашей терминологией) режим фашистским - это днищенская история, а «известно кого» (видимо, имеется в виду гитлеровская Германия) - нет. Если вы выводите этот тезис из того, что СССР, будучи коммунистической диктатурой, в составе антигитлеровской коалиции победил германский фашизм (он же нацизм), тот как из этого следует, что в РФ или например в США стало после этого невозможно построить ту или иную форму фашистского режима. Абсолютно никак не следует. Ещё как возможно.
Лично я предпочитаю описывать путинскую модель управления страной как «опричнина». Во-первых - звучно, во-вторых - скрепно, ну и в-третьих мне действительно кажется, что путинизм по своему устройству ближе к опричнине, чем к европейскому фашизму.
"а «известно кого» (видимо, имеется в виду гитлеровская Германия) - нет." - вы совсем не выкупаете или прикидываетесь?)
.
современный рф-режим не обращается к немецкому режиму 33-45 - не для чего. а вот современный укр-режим вполне часто именуют ф. и именно поэтому называющее ф-ким рф-режим встают в 1 ряд вместе с ним :)
.
на первых 2 пунктах обоснования опричнины поорал, конечно. с опричниной можно согласится) и, согласитесь, что путинизм ничего общего с ф. не имеет. а наш икспертишко хотел лишь громких лозунгов в свое мнение напихать :)
Нет, я не прикидывался, я действительно почему-то подумал, что общаюсь с вменяемым человеком. Но если у вас фашизм - это режим Зеленского, а не гитлеровская Германия, франкистская Испания и так далее, то кажется я ошибался. Что ж, бывает.
так-так-так.
.
а вы двоечник) отправляйтесь-ка на пересдачу, мой дорогой друг :)
.
если найдете, что где-то я (именно я, а не кто-то другой) называл режим Зе фашистким - возьму свои слова назад))
.
ну, я понимаю, что вы подобных утверждений в моих речах не найдете, поэтому сразу перейду к следующей части дискуссии.
.
вы вполне справедливо сомневаетесь в именовании режима зе фашистким, но, при этом, режим пу таковым именуете) что, согласитесь, не очень корректно и попахивает пропагандонским клишированием.
согласно теории эволюции в племени для оптимизации выживания должно быть какое то количество людей мб большинство которых можно зомбировать какой угодно идеей, некое кол-во альтруистов, социопатов, но также людей не подверженных никакой пропаганде. Поэтому что там в децтве говорили вообще ни на что не влияет во взрослом возрасте пмсм
Ерунда какая-то!
Как это "не строились с портретами Брежнева"? Еще как строились!
Мне вот в детском саду постоянно рассказывали про дедушку Ленина и про то в какой замечательной стране я живу.
В первых классах школы тоже много чего рассказывали, включая "пионеров-героев" с Павликом Морозовым во главе.
Будучи первоклассником я вполне искренне плакал осенью 1982го, когда умер Брежнев. А годом позже вполне искренне расстраивался, когда меня, одного из лучших учеников класса, не приняли в пионеры в первую партию.
Плюс постоянный фон из телевизора, радио и газет (да, мы выписывали и Пионерскую Правду тоже) и про зверства израильской военщины, и про героических сандинистов, воюющих в свободолюбивом Никарагуа против гадких "контрас", которых забрасывают из соседнего Гондураса американские империалисты и про "в аэропорту его встречали Зайков, Слюньков, Воротников, Яковлев и другие официальные лица".
НО! Тогда не было альтернативных источников информации ("вражеские голоса" не в счет, ибо добыть КВ-радиоприемник было в разы труднее, чем установить и настроить VPN), а кроме советских образчиков, не было никаких других культурных образцов. Сейчас дети с раннего детства живут в окружении "других" культурных образцов: взять хоть ту же свинку Пеппу...
Но даже тогда уже к 4му - 5му классу школы у меня почему-то стали появляться "вопросики".
.
Так что не надо драматизировать.
Да, сейчас пропаганда более агрессивная и побуждающая к агрессии, но сам же Зицер говорит, что в нее верят даже меньше, чем в СССР. Дети фальшь чувтствуют очень остро. И вообще не надо детей держать за тупых и за дебилов: они многое понимают даже лучше, чем взрослые.
Плюс, многое зависит и от качеств самого ребенка, и врожденных и привитых в семье, и от этой самой семьи. Перефразируя Маяковского: в свинской семье шансы на то, что вырастет из сына свин, больше, хотя, и тут имеем кучу примеров, когда в зигующих путину семьях вырастают дети зиговать не желающие.
Яростно плюсую. На мой взгляд собака порылась также в том что пропаганда таки напирает что мы то хорошие а они плохие. Вот еслип она говорила что мы плохие и например мучить хороших животных/людей это отлично вот тут какбэ могли возникнуть трудности с транспереходом.
Вопрос -- сколько это успеет продлиться. Если два поколения сменится, дальше уже всё, кндрец.
Это кто сказал?
.
Дети сейчас имеют намного больше возможностей получить информацию не только от учителей и родителей
.
И контролировать это сейчас вряд ли возможно в той же мере, как это сделано в КНДР, если только интернет по карточкам из ФСБ не будет введен.
.
А уж что они через два поколения построят - это уже от них зависит.
Из ныне живущих взрослых очень немногие переживут эти два поколения, а те, кто смогут - не факт, что смогут здраво оценить увиденное.
А почему вы полагаете, что интернета по карточкам не будет?
Из общего хода вещей.
Гиперболизация свойственна всем сторонам.
.
Драма по поводу и без повода - и есть один из корней текущей ситуации.
.
Я бы скорее расширения конфликта с вовлечением большего числа сторон ожидал, чем интернета по карточкам.
.
Естественно, могу и ошибаться, не раз было в прошлом.
.
Проблема в том, что самый правильный выход - это обеим сторонам,в первую очередь, признать СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ошибки.
..
Сейчас же происходит двустороняя ситуация с поисками соринки в глазах соседа, при том, что бревна в собственных разве что сами не выпадают
думаете темнейший протянет два поколения?
Кимы уже третье сидят.. Дороги вон взрывают...
Кимов Китай кормит. Сможет ли Китай прокормить Россию?