Педагог и просветитель Дима Зицер

Педагог и просветитель Дима Зицер

youtube.com/dimazicer

В странах с тоталитарным режимом одна из главных мишеней государственной пропаганды — это ребенок. Некритическое принятие чужих идей (доктрин) свойственно маленьким детям, вследствие этого они наиболее склонны к индоктринации. Современная Россия в этом смысле уже почти не отстает от «лучших образцов» прошлого века — сталинского СССР и гитлеровской Германии. Когда-нибудь власть в России сменится, но травмы, наносимые сейчас обществу, и в первую очередь детям, могут оказаться непоправимыми для нескольких поколений. Поговорили об этом с известным педагогом, автором множества статей и книг по практической педагогике, популяризатором гуманистического подхода и технологий неформального образования Димой Зицером.

Наверное, вы в курсе этих новостей, но я напомню. Недавно прошел день рождения Путина, и в сети появилась масса видео и фото, как в школах и даже в детских садах дети целыми классами и группами на камеру поздравляют президента Путина с днем рождения. А в некоторых учебных заведениях особенно отличились и составили из стоящих на коленях детей слово «Путин». Еще одна новость — пропагандистские «Разговоры о важном» собираются проводить уже в детских садах. То есть планируют промывать мозги с самого раннего возраста. Как работает пропаганда с маленькими детьми? Она отличается от пропаганды, направленной на подростков и взрослых?

— Вы имеете в виду, как она работает, какое влияние оказывает или какими методами действует?

Думаю, что и то, и другое имеет значение.

— Если второе, то методы, в общем, не отличаются. Если же первое, то в возрасте пяти-семи лет пропаганда тотальна, от нее не спрятаться, это остается с людьми на всю жизнь, к сожалению.

А что происходит с людьми, которые подвергаются пропаганде в таком юном возрасте?

— В двух словах это устроено так: ребенок до семи лет абсолютно верит взрослым и не может предположить даже, что взрослые могут хотеть ему зла. Любые взрослые, в первую очередь родители, но это относится к любым взрослым. Соответственно, критическое мышление даже не пытается включиться, оно есть и у маленьких детей, но в этом случае о нем и речи быть не может. Именно на этот механизм и рассчитано: все, что преподносится человеку в возрасте детского сада, работает тотально, сомнения в этом не будет. То есть сомнение, чтобы стоять на коленях с портретом Путина, у ребенка не возникает. Тем более что в детский сад его привела любимая мама и передала женщине, которая точно хочет ему добра так же, как и мама.

Но когда человек вырастает, он разве не пересматривает свои взгляды, которые были внушены в детстве? Новая информация разве не меняет его отношение к действительности?