vk.com / Паблик "Патриотическое воспитание"
За прошедший год многое в нашей жизни изменилось внезапно, например, началась мобилизация, которую невозможно было даже представить в XXI веке, а многое уже присутствовало ранее, но теперь приобрело четкие очертания. Так милитаризация образования и культуры, которую мы сейчас наблюдаем в полный рост, случилась не внезапно. Она вернулась к нам из советского прошлого и тихой сапой вылезала на поверхность в течение более чем двадцати лет.
Прошлое вернулось и разрушает нашу жизнь
Поделюсь своим очень личным воспоминанием. Все сознательное детство и юность, которые пришлись на 70–80-е годы ХХ века, я видела сны про войну, причем, не какую-то абстрактную, а Великую Отечественную. Меня эти сны тревожили, мучили, я не понимала, откуда они в моей жизни, но снова и снова оказывалась на той войне, которая происходила в жизни моих бабушек и дедушек. В конце концов, я поняла, почему меня преследует война — она фоном присутствовала повсюду. Портреты и бюсты пионеров-героев, конкурсы строя и песни — в школе от этого некуда было деться. По телевизору постоянно показывали фильмы про эту войну, разные — талантливые и бездарные, иногда правдивые, чаще лживые — но поток информации о войне был нескончаем; книги, спектакли — война пронизывала всю жизнь страны. Поэтому не удивительно, что я постоянно воевала во сне.
Пока я была ребенком, я не осознавала, насколько сильно война 1941–45 годов (именно так она подавалась, как будто не было событий 1939–40 годов) пронизывает жизнь советских граждан, особенно много ее было в сфере образования и культуры. Выйдя из детского возраста, научившись критически осмысливать реальность и отделять себя от информационного фона, я это поняла, я этому ужаснулась, и сознательно, насколько это было возможно, живя в СССР, отодвинула от себя ВОВ. Я приняла решение больше не смотреть фильмы о войне и не читать книги о ней. К тому времени я уже закончила школу и была более свободна в выборе информационного поля, окружавшего меня, в школе мне бы не удалось отгородиться от военной темы. И, действительно, несколько лет сознательного отстранения от произведений о войне мне помогли, я перестала воевать во сне.
После 1991 года, когда распался СССР, исчезла и советская пропаганда, а с ней исчезла милитаризация образования и культуры. Это был глоток свободы, глоток свежего воздуха, и он до сих пор вспоминается как самое лучшее время. Но нам только показалось, что советская пропаганда и милитаризация исчезли, на самом деле они ушли в подполье, затаились. Совсем недолго длилось это время свободы слова и совести, свободы сознания. С приходом к власти подполковника КГБ Владимира Путина, началось тихое, исподволь, возвращение советской пропаганды. Сначала Путин вернул гимн СССР, затем, как раз, когда в школу пошла моя дочь, там снова стали навязывать культ ВОВ. Наверное, поначалу это было не во всех школах, но нашей семье «повезло», единственная школа в шаговой доступности оказалась в этом смысле передовой. Директор была членом «Единой России», уроки музыки вела бывшая надзирательница колонии, пели дети на ее уроках исключительно песни ВОВ под аккомпанемент баяна. В школе был музей ВОВ, на школьном дворе — те самые с детства меня преследующие бюсты пионеров-героев. Тогда я еще думала, что нам просто не повезло со школой и достаточно будет ее поменять. Но с 2005 года уже по всей стране официально появился культ ВОВ, сначала только на 9 мая, но он неуклонно разрастался и постепенно охватил все сферы жизни.
В период реакции возвращение старого, свергнутого порядка обычно носит преувеличенный, почти карикатурный характер. Эту злую карикатуру на СССР мы и наблюдаем уже который год. Носители его культа не удовлетворились ментальным возвращением в прошлое, они хотят вернуть территорию, которую занимал СССР, и которая теперь является территорией независимых государств. От игр в прошлое, от реконструкции его они перешли к его копированию. В двадцатых годах двадцать первого века они ведут свою СВО, как это официально именуется в РФ, методами сороковых годов двадцатого века. Их стараниями прошлое ворвалось в нашу жизнь и разрушает ее, как когда-то разрушило жизнь наших бабушек-прабабушек и дедушек-прадедушек. Но это было бы невозможно, если бы в Российскую Федерацию не вернулся культ войны. А он вернулся, он уже заполнил собой все культурное пространство, и самое ужасное, что он навязывается детям с самого раннего, детсадовского, возраста. Такой тотальной милитаризации, насколько я помню, не было даже в СССР, в детском саду мы были защищены от военной темы, она появлялась с началом учебы в школе.
«Разговоры о важном» с 1 класса и до бесконечности
Пропаганда вместо информации, идеологизация образования — квинтэссенцией этого процесса стали так называемые «Разговоры о важном». 30 августа 2022 года министр просвещения Сергей Кравцов выступил в ТАСС с заявлением о том, что с 2022–23 учебного года во всех школах Российской Федерации каждый понедельник будет начинаться с поднятия флага, пения гимна и внеклассных уроков «Разговоры о важном», разработанных Минпросвещением. Уроки охватят с 1 по 11 классы, а их сценарии адаптированы под возраст обучающихся. По словам министра, цель этих уроков — «сформировать у школьников гордость за Россию, в увлекательной форме познакомить с историей, традициями и культурным наследием страны». «Отдельный классный час будет посвящен государственным символам. На нем как раз расскажем, для чего нужна церемония поднятия государственного флага в школе, что она олицетворяет. И, реализуя все эти начинания, мы хотим, чтобы нынешнее поколение школьников — выросло в совсем других традициях, гордилось своей родиной», — отметил министр.
Посмотрим, как предлагают разработчики проекта «Разговоры о важном» рассказывать школьникам о «традиционных семейных ценностях».
Ученикам начальной школы расскажут о том, что у женщины «много забот по дому» и приведут в качестве примера поговорку «Мамины руки не знают скуки». «Педагогу очень важно включить обучающихся в разговор о том, почему издавна считалось, что женщина в семье — это хранительница семейного очага, хранительница настроения семьи», — говорится в материалах к уроку. При этом в методичке ничего не сказано о роли отца в семье, про него лишь упоминается, что он «очень много работает и сильно устает».
Ученикам 5–7 классов в качестве интерактивного задания предложат соотнести членов семьи с картинками, на которых изображены по три предмета. Например, мать там обозначает стиральная машина, косметика и книга сказок, а отца — футбольный матч, гантель и борода. Также школьникам покажут ролик, в котором маленькая девочка говорит: «Семья — как матрешка. Если есть папа, то обязательно должна быть и мама. Если есть папа и мама, то должны быть дети — сынок и дочка. А потом еще сынок и дочка. Чем больше, тем лучше».
С 8 класса детям будут говорить, что по российской Конституции семья — это союз мужчины и женщины. А со старшеклассниками обсудят «демографическую проблему» и напомнят о важности многодетной семьи для общества и государства. Завершить урок предлагается цитатой Путина о семье: «Семья — это основа основ».
С середины февраля 2023 года уроки патриотического воспитания школьников начали транслировать на Первом канале в эфире программы «Доброе утро», с 8:36, видимо, поняв, что большая часть классных руководителей игнорирует методические разработки Минпросвещения. Среди участников «Разговоров о важном» на сайте Первого канала заявлены главный Дед Мороз страны, а также — сооснователь «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская, народный артист РФ Валерий Гергиев, президент Курчатовского института Михаил Ковальчук, уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова, актер Константин Хабенский и министр иностранных дел Сергей Лавров.