Пхеньян, 19 июня 2024 года, Владимир Путин общается с Ким Чен Ыном в ходе своего визита в КНДР

Пхеньян, 19 июня 2024 года, Владимир Путин общается с Ким Чен Ыном в ходе своего визита в КНДР

Kremlin Pool / Global Look Press

Северная Корея вновь стала часто упоминаться в мировых новостях как нарушитель спокойствия: то ли готовится к большой войне, то ли в очередной раз стращает мир и южного соседа, чтобы те не забывали, что с Пхеньяном шутки плохи. Для тех же, кто следит за российско-украинским конфликтом, КНДР вызывает интерес тем, что якобы отправила свой военный контингент на помощь Кремлю. Поговорили о том, к чему приведет череда этих событий, с корееведом, историком, профессором Университета Кукмин (Сеул) Андреем Ланьковым.

— Как бы вы описали социально-политическую атмосферу в Южной Корее в связи с последними новостями из КНДР?

— В Южной Корее никто на новости с Севера особого внимания не обращает. Главными новостями, которые обсуждали в Южной Корее, были похождения жены нынешнего президента, которую подозревают в получении дорогущих подарков, и похождения дочери предшествующего президента, которую поймали за вождением в пьяном виде. Если говорить о новостях международных, то разговор идет в основном о выборах в США и новом японском кабинете. Вот об этом пишут на первых страницах, и об этом народ судачит.

Что касается новостей на тему Северной Кореи, то дай бог, если они оказываются где-то на третьей-четвертой странице обычной газеты. Правда, сообщения об отправке в Россию северокорейского воинского контингента вызвали некоторый интерес и даже попали на первую полосу, но полагаю, что этот интерес продлится недолго. Северная Корея южанам глобально неинтересна.

Тут есть такая интересная особенность. Новости о Корейском полуострове, появляющиеся в мировой печати, обычно связаны с Северной Кореей. Вдобавок их, как правило, подают в этаком жестком, сенсационном духе, обычно цитируя риторику сторон, в первую очередь Северной Кореи, а эта риторика бывает ужасно воинственной. У КНДР даже выработалась привычка, например, объявлять войну кому-нибудь (обычно США, но иногда и Южной Корее) где-то раз в три-четыре года. То есть проходит пара-другая лет, и в очередной раз они вполне официально объявляют о том, что отныне считают себя в состоянии войны с кем-то. Разумеется, эта фраза попадает в мировые СМИ, читатели и слушатели которых после этого проникаются уверенностью в том, что на Корейском полуострове происходит что-то необычное и опасное. В действительности же речь идет о простом ритуальном жесте, к которому жители обоих корейских государств давно уже привыкли и на который не обращают особого внимания.

Так вот, поскольку мировые СМИ пишут о делах на Корейском полуострове в основном в связи с Северной Кореей, большинство иностранцев полагает, что жители Южной Кореи очень озабочены своим северным соседом — а это совсем не так. У жителей Юга Северная Корея уже давно не вызывает интереса. В народе Северной Кореи не боятся, ею особо не интересуются, ее слегка презирают и слегка жалеют. К ней относятся как к, условно говоря, соседу-алкоголику. Шумит, мусорит, воняет перегаром, но обычно даже и особых неприятностей не создает. Так что мы имеем дело с разницей в восприятии иностранных СМИ и местного населения.

Вот вам свежий пример. Несколько дней назад северокорейские официальные СМИ (а других там и не бывает) сообщили, что более миллиона молодых жителей Северной Кореи заявили о своем желании немедленно вступить в ряды вооруженных сил, дабы принять личное участие в борьбе со злобными империалистами. Об этом написала вся мировая печать, которая обычно новости с Корейского полуострова склонна игнорировать, а вот в Южной Корее на это сообщение вообще никто не обратил внимания. Это сообщение в лучшем случае стало темой коротенькой заметки, причем не каждая южнокорейская газета вообще опубликовала даже и короткую заметку по этому поводу. Причина проста: заявления о том, что несметные миллионы северокорейских парней и девушек в порыве патриотизма единодушно подали заявления в армию, появляются в северокорейской прессе регулярно, раз в пару лет, и не значат почти ничего.

Но иногда, кстати, это спокойствие и отсутствие интереса может быть и обманчивым. Сейчас мы, видимо, имеем дело с реальным кризисом. Конечно, ни о какой войне речи быть не может, но уровень напряженности на Корейском полуострове сейчас выше среднего. Однако рядовой южнокореец привык не обращать внимание на то, что он считает «риторикой северных крикливых нищебродов» (именно так большинство южан воспринимает Север). В результате южнокорейская публика временами игнорирует даже такие новости, на которые, наверное, надо было бы, по уму, обращать внимание.

— Какие новости вы имеете в виду? Например, подрыв дорог, ведущих из Северной Кореи в Южную, или уже упомянутую вами информацию о том, что около 1,4 млн граждан КНДР подали заявки на вступление в армию, что-то еще?