White House/ZUMAPRESS.com/ Global Look Press
Справимся ли мы с этой задачей? Совсем не исключено. И даже вполне вероятно. Но те, кто утверждает, что мы не сможем противостоять Дональду Трампу, и что Европа вскоре распадется под его сокрушительными ударами, не испытывают, к сожалению, недостатка в аргументах.
Прежде всего эти пессимисты правы, заявляя, что никогда еще Евросоюз не испытывал такой нехватки лидеров, способных удержать его на плаву. И не то чтобы им не хватает интеллекта, просто никогда прежде две ведущие европейские державы, Германия и Франция, не переживали одновременно столь серьезные внутренние кризисы, экономические и политические, оставившие ЕС без пилотов. А в Вашингтоне тем временем подряд следуют назначения, одно ужаснее другого.
Во-вторых, крайне правые никогда прежде не могли предложить европейским правым — Народной партии — большинство, альтернативное их союзу с центристами и социал-демократами. В последние недели правые неоднократно опирались на крайне правых, навязывая политические решения и назначения, с которыми не соглашались их союзники слева и в центре. В результате продолжают расти недоверие и напряженность между силами большинства, которое, по идее, должно управлять ЕС и которому Урсула фон дер Ляйен обязана своим переизбранием на пост главы Еврокомиссии.
В-третьих, никогда еще европейские финансы не находились в таком плачевном состоянии: немецкая экономика переживает структурный коллапс, а долги Франции и Италии достигли рекордного уровня. В результате ни одно из этих крупнейших государств ЕС не располагает средствами для масштабных гражданских и военных инвестиций, в которых так срочно нуждается Европа, чтобы не проиграть Китаю и США.
В-четвертых, никогда еще политическая ситуация в 27 государствах-членах Евросоюза не выглядела столь неопределенной, поскольку и правые, и левые переживают кризис идентичности, ультраправые еврофобы и евроскептики усиливают свои позиции почти повсеместно, и становится все труднее формировать последовательные и стабильные правительственные коалиции.
Наконец, впервые за восемь десятилетий безопасность европейских стран стала столь уязвимой, поскольку им приходится одновременно противостоять агрессивной войне на Востоке, нарастающему хаосу на Юге, а на Западе преодолевать отдаление США, так что в результате они оказываются практически беззащитными.
Пессимизм небезоснователен, но вместо финала ЕС мы, возможно, станем свидетелями его политического утверждения.