Привет, меня зовут Максим Заговора*. Теперь у меня есть журнал на Republic. Но, к счастью для всех, это на самом деле не мой журнал.
По задумке, Republic-Weekly — это пускай не самая веселая, но оттого не менее интересная вечеринка, на которой собралось множество интересных людей; правда, никто толком не помнит, как так получилось, что они здесь вместе оказались, и кто именно их собрал.
Представьте: вы заходите в большую квартиру, в которой одна комната переходит в другую и в каждой комнате что-то происходит.
Сразу у дверей, прислонившись к стене, о чем-то оживленно спорят два старинных друга — писатель Дмитрий Быков* и литературовед Никита Елисеев.
Предмет их спора — отношения уехавших и оставшихся. Тема больная: Быков уже несколько лет живет в США, а Елисеев — в родном Петербурге. Они не против, что вы их слушаете, а вы не можете оторваться.
Интеллектуальная плотность этого спора такова, что вы еле успеваете записывать фамилии, названия и цитаты, которыми жонглируют собеседники: от одного к другому летят строчки Герцена и Набокова, сталкиваются Андропов и Линкольн, балет Баланчина и школа Михаила Чехова, а Лев Шлосберг* поминается через запятую с Томасом Манном. В какой-то момент происходит та самая ситуация: внезапно все вокруг замолчали, на вечеринке образуется несколько секунд тишины, которую полностью заполняет неожиданно громко заданный вопрос Елисеева Быкову: «Так что, гражданские свободы — это презерватив?»
Вы идете дальше и видите, как в центре большой группы гостей стоит журналист Никита Смагин.
Недавно он вернулся из Ирана, где прожил несколько лет — те самые годы военного партнерства с Россией, включающие в себя кампании в Сирии и Украине. «В Иране нас, наверное, очень любят, ведь правда?» — спрашивает кто-то у Смагина. «Дружбой с Россией и не пахнет», — неожиданно отвечает Смагин и рассказывает то, что, как говорится, никогда не расскажут по телевизору.
Вы продолжаете движение, открываете одну из дверей и оказываетесь в импровизированном лекционном зале. За кафедрой — человек в черной маске. Вы слышали, что это известный российский политолог, которой скрывается за псевдонимом Клим Бакулин и не показывает лицо из соображений безопасности. К сожалению, так все чаще происходит в современной России: либо честный научный анализ, либо публичность.
Прямо сейчас Бакулин читает первую лекцию из цикла политических портретов лидеров российской оппозиции в изгнании. Он избегает эмоций и субъективных оценок, использует только научный подход.
Первая героиня цикла — Мария Певчих**.
Да, сама она политиком себя не считает и много раз говорила, что ни в каких выборах участвовать не собирается. Но где нынешняя российская политика, а где выборы? Выборы — нигде, а политическое влияние фронтвумен ФБК очевидно. Можно ли измерить это влияние в цифрах? Какие ошибки совершает Певчих, а в чем она, наоборот, молодец? А что, если сравнить политика Певчих с политиком Ходорковским или политиком Кацем? Кто кого?
Чем чаще Бакулин произносит фамилию Певчих, тем глубже затягивается красным Marlboro мужчина за столиком в дальнем углу. Да это же Олег Кашин, про которого вы никак не можете понять — он все-таки «коррупционер и разжигатель войны», как настаивает ФБК, или «иностранный агент», как считает Минюст? Но вы точно знаете, что так, как пишет о России он, не пишет больше никто. Когда-то вы подписались на Republic ради его колонок, но уже больше двух лет Кашин сюда не заходил. И вот он снова здесь — отвечает на вопросы соседа по столику Константина Шавловского: и про Путина, и про Монеточку*, и про Константина Эрнста, и про Тихона Дзядко*. «Сколько вы зарабатываете?» — неожиданно спрашивает Шавловский, и в этот момент Юрий Дудь* перестает дышать, справляясь с икотой.
На вопросе про зарплату оживляется музыковед и недавняя героиня Дудя Анна Виленская.
В начале 2020-х она собирала на свои лекции полные залы Александринского театра и миллионы просмотров в ютубе. После начала большой войны с Украиной — уехала и искала любую работу, от нянечки до специалиста по оркестровкам. Сейчас она живет в Нью-Йорке — и вот рассказывает, как ей удалось пересобрать себя в эмиграции. Все, кто младше 25 лет, — все вокруг нее.
В какой-то момент все герои первого выпуска Republic-Weekly волшебным образом начинают разговаривать друг с другом. Быков, преподающий в Корнеллском университете, рассказывает Виленской об Америке; Кашин ворчит на Певчих; Елисеев и Шавловский щебечут о поэзии. Материалы переплетаются, взаимодействуют друг с другом, а вместе образуют пространство, в котором между Тегераном, Лондоном, Москвой, Белградом и Нью-Йорком нет никаких границ.
В центре этого полифонического пространства — вы. И если вам здесь интересно — значит, у нас получилось. Приводите друзей. Republic-Weekly будет выходить каждый понедельник.
* внесены Минюстом РФ в «реестр иностранных агентов»** внесены в реестр «эестримистов и террористов»