Фото: anapaofficial / Telegram
Чёрное море всегда было проблемным водоёмом. Ещё с тех самых доисторических пор, когда, согласно одной из научных гипотез, его разлив — после прорыва перемычки у Босфора — затопил огромные пространства. Согласно другой версии учёных, это и послужило потом причиной возникновения мифа о Всемирном потопе.
Вот уже несколько тысячелетий вся жизнь в Чёрном море сконцентрирована в верхних слоях воды. Ниже глубины в 150–200 метров располагается мёртвое царство сероводорода, образовавшегося в результате гибели пресноводной биосреды «допотопного» периода.
Однако даже тот оставшийся для жизни слой воды человек умудрился за последнее столетие изрядно загадить. И Россия вышла в этом процессе на ведущие роли.
С ветром не повезло
15 декабря в результате сильного шторма в Керченском проливе потерпели крушение российские танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Первый разломился на две части и затонул у юго-восточной оконечности Керченского полуострова Крыма (мыс Такиль), второй сел на мель у мыса Панагея на юго-западе Таманского полуострова в Краснодарском крае. Один человек из команды утонувшего танкера погиб, остальных удалось спасти.
Фото: АР / Южная транспортная прокуратура России
На борту обоих судов находилось около 9000 тонн мазута, которые стали немедленно вытекать в воду. По оценке российского эколога Георгия Каваносяна, те 3000 тонн, которые уже попали в воду, способны загрязнить акваторию площадью в 30–40 тысяч квадратных километров, что сопоставимо с территорией Московской области.
А что будет, если из танкеров вытечет всё содержимое?
Дувший поначалу из Керченского пролива северо-западный ветер позволял предположить, что нефтепродукты отнесёт с глаз долой в открытое море. Там единое пятно под воздействием стихии и микроорганизмов сначала будет разбито на отдельные полосы, а потом и вовсе исчезнет. Как с поверхности воды, так и со страниц СМИ.
Однако, увы: ветер вскоре сменился на южный и часть мазута вынесло на берег Краснодарского края. По данным на 20 декабря основное пятно нефтепродуктов площадью в 100 квадратных километров дрейфовало всего в 5–10 километрах от берега. Ещё раньше пляжи от Анапы до Тамани покрылись чёрными маслянистыми сгустками, и спустить катастрофу на тормозах не получилось. Тем более, тревогу начали бить экологи, объявившие нынешнюю аварию крупнейшей катастрофой в истории Чёрного моря и прогнозировавшие гибель тысяч птиц и морских животных. Не говоря уже о сорванном курортном сезоне в Анапе и окрестностях.
Вот тогда-то федеральные и региональные СМИ и подняли шум. Отдуваться пришлось даже президенту Владимиру Путину, который на «Прямой линии» 19 декабря скорбно признал случившееся «большой бедой и катастрофой», рассказал о принимаемых мерах и заверил, что на данном этапе делается всё необходимое для ликвидации последствий катастрофы.
kremlin.ru
Ну и, разумеется, были найдены крайние. Капитанов обоих танкеров отправили под арест (одного — под домашний), заведя на них дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта.
«Мне докладывали, — поведал Путин, — что капитаны судов нарушили соответствующие правила — не ушли вовремя в укрытие. Некоторые суда ушли в укрытие и с ними всё нормально. А эти не ушли. Да и на якорь встали не там, где было положено».
Что написано пером…
Здесь невольно возникает вопрос: а Владимир Владимирович вообще в курсе, что единственное место, где этим танкерам «положено быть» — сухой док для разборки на металлолом безнадёжно устаревших судов?