Фото: соцсети
Когда-то советский человек обижался на все подряд — правда, почему-то не тогда, когда его действительно обижали. Его не оскорбляли политзаключенные, войска в Афганистане, отсутствие свободы слова, ложь властей, престарелое Политбюро, но невыносимо обижали короткие юбки у девушек, длинные волосы у юношей и поцелуи парочек на улицах. Сейчас же в России обижаться стало чуть ли не признаком хорошего тона. Причем обижаться надо громко, публично — а то вдруг кто-то не узнает, что ты обиделся. При этом установка на обиду — важный инструмент власти. Обиженный народ легко возбудим, хорошо управляем, падок до утешений. Главное утешение — запрет того, кто обидел или мог обидеть.
В соцсетях же и вовсе обижаются круглые сутки. Утром встанут — и давай обижаться. Вечером лягут спать — а где-то день в разгаре, там уже начали оскорбляться. Благо скучать не приходится, есть кому стоять на защите народных привычек.
Последний случай повальной обиды — реакция на фейсбучный пост журналиста Андрея Лошака. Пост длинный, приводить его целиком нет ни нужды, ни интереса. В двух словах: журналист делится своими ощущениями от прямой линии Путина. Его характеристики эмоциональны и точны. «Тот, кто движухой называет величайшее горе, виновником которого является он сам, — это уже не человек, это нелюдь, живой труп с щелью в черепе, откуда вместо слов вытекает гнилое бридо. Он действительно уверен, что он и есть Россия», — пишет Лошак. Дальше он досадует, что «никаким уроком правление путина для россиян не станет, раз уж правление сталина их ничему не научило. Скорее Россия развалится, чем россияне перестанут желать «сильной руки» и научатся ценить свободу и демократию». И по ходу дела бросает фразу: «Те, кто сопротивлялся, были убиты, брошены в тюрьму или изгнаны. Остальные сидят на попе ровно, трясясь от ужаса. Так что да, он может теперь говорить от лица России. И лицо современной России — это переколотая ботоксом харя старого гопника из подворотни, который всех нае…л и вые…л».
И тут сеть прорвало. Сотни оставшихся в России фб-юзеров увидели в последней цитируемой фразе упрек себе, не уехавшим, и в очередной раз бросились в бурлящий водоворот взаимных обвинений. Кого-то обидело, что он сидит на попе ровно, кого-то — что он якобы трясется от ужаса, третий не согласен, что его страну и его лично представляет старый гопник из подворотни. Все обидевшиеся мгновенно перевели стрелки sratch’а в плоскость «уехавшие vs. оставшиеся». Дескать, опять вы всех собак на нас, на неуехавших, вешаете, да еще из безопасного места. По своей мощи вал обид может сравниться лишь с валом обидевшихся на обиженных: мол, с чего бы вам обижаться, если Лошак вообще про Путина, а не про вас, ну а что вы в России сидите тихо — ну так разве не так?
А теперь — на 180 градусов. Хватит за здравие, пора и за упокой.