
Одна из улиц Херсона на следующий день после разрушения Каховской ГЭС, 7 июня 2023 года
Фото: Wikipedia / Dsns.gov.ua
Согласно последним оценкам, экологический ущерб от военных действий в Украине за последние три года составил не менее 72 миллиардов евро. Такую цифру называют исследователи из Европейского университете Виадрина во Франкфурте-на-Одере, ссылаясь как на собственные изыскания, так и на данные украинских властей. В ноябре прошлого года министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Светлана Гринчук оценивала экологические последствия войны в 71 миллиард.
Эти цифры сопоставимы с общими объемами военной помощи Украине от стран Запада; по словам президента Владимира Зеленского, начиная с февраля 2022 года Соединенные Штаты выделили Киеву оружия и техники на сумму 77 миллиардов долларов. Но они едва ли в полной мере отражают трагичность ситуации.
Война наносит окружающей среде не только прямой ущерб в виде сожженных лесов или вредных выбросов в атмосферу. Её долгосрочные экологические последствия сложно просчитать, а их ликвидация, очевидно, потребует десятков лет и намного больших затрат, чем те, что сегодня озвучивают учёные или чиновники. При этом часть нанесенного вреда уже никак не компенсируешь.
Поля смерти и сады дьявола
О том, насколько может затянуться восстановление территории Украины от последствий войны — которая, к слову, ещё даже не закончилась — можно судить по тому, как долго страны-участники Второй мировой избавлялись от загрязнения минами и неразорвавшимися боеприпасами. Сейчас Украина является самой заминированной страной на планете. По некоторым данным, потенциально опасными являются около 160 тысяч квадратных километров её конституционной площади.
Другими словами, это примерная территория одной Греции или двух Чехий.
В Англии, где после войны в земле оставалось около 350 тысяч мин, работы по разминированию затянулись до 1949 года. Во время обезвреживания боеприпасов погибли 155 английских специалистов, а также неизвестное количество привлеченных к работам немецких военнопленных. Во Франции разминирование было завершено уже к концу 1946 года, однако погибли при этом несколько тысяч пленных немцев.
У въезда на одно из многих минных полей в Украине, лето 2023 года
Фото: Вячеслав Мадиевский / Keystone Press Agency / Global Look Press
В Нидерландах, где к разминированию также привлекали военнопленных, было обезврежено более миллиона мин, в Польше — около 14–15 миллионов мин. В Советском Союзе разминированием занималась армия; пленных к этим работам не привлекали — не из гуманизма, а из-за боязни, что боеприпасы попадут в руки бывших вражеских солдат. Всего в СССР в первые два года после войны было обезврежено почти 59 миллионов мин. В целом к концу 1940-х минная угроза Европе была снята, хотя неразорвавшиеся артиллерийские снаряды, авиационные бомбы и морские мины представляли опасность и в последующие десятилетия. Однако бывшие театры Второй мировой одной Европой не исчерпывались.
Например, в Ливии — некогда одном из полей Африканской кампании — и в 1980 году более трети пригодной для сельского хозяйства территории было недоступно к использованию из-за мин. Ежегодно от взрывчатки в этой стране погибало до 3000 голов скота. Ещё более удручающая ситуация сложилась на западе Египта, где шли наиболее ожесточенные бои между немцами и англичанами.
Во время битвы у Эль-Аламейна в 1942 году на участке площадью в 2500 квадратных километров, что сравнимо с площадью Москвы, противники установили три миллиона мин. Немецкий фельдмаршал Эрвин Роммель прозвал эти минные поля «Садами Дьявола». Именно из-за них Египет до февраля 2022 года считался самой заминированной страной в мире. За 80 лет, прошедшие со времен битвы при Эль-Аламейне, в этих «садах», только по официальным данным, более 6000 человек погибли или получили увечья. Даже к 2016 году египетская армия зачистила только 40% минных полей.
Украинский сапёр готовит уничтожение найденных мин и снарядов, 2023 год
Фото: Ефрем Лукацкий / AP
В Украине к концу прошлого года удалось обезвредить почти миллион боеприпасов. Однако на сегодняшний день здесь по-прежнему лежат сотни тысяч мин и неразорвавшихся снарядов. Всемирный банк ранее заявил, что полная стоимость удаления взрывных устройств с украинской территории составит около 34 миллиардов евро, а для выполнения этих работ потребуется, по оценкам Киева, от 10 до 30 лет. Между тем, с начала войны на минах подорвалось уже более 1000 мирных жителей, из которых более сотни — дети.