Кадр из фильма Мохаммеда Расулофа "Семя священного инжира"

Кадр из фильма Мохаммеда Расулофа "Семя священного инжира"

kinopoisk.ru

Минувший Каннский фестиваль не знал таких долгих оваций, какие устроили Мохаммаду Расулофу, едва он переступил порог зала. Ничего удивительного — отважный художник-диссидент, которому власти запретили выезд из Ирана, отобрав у него паспорт, умудрился нелегально выбраться из страны и лично представить «Семя священного инжира» каннской взыскательной публике. Поднимаясь по Красной лестнице, Расулоф держал в руках портреты актеров фильма — им тоже запрещен выезд из страны, но, в отличие от режиссера, выбраться из стиснутой диктатурой страны им не удалось.

Иранские власти преследуют Расулофа давно. Серьезная травля началась в 2011 году после фильма «Прощай», в которой режиссер исследовал проблему противостояния личных свобод человека и тоталитарного режима. Хотя и раньше Расулофа отлучали от профессии, после этого фильма за него взялись крепко. В 2017 году, после главного приза в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля за фильм «Неподкупный», у него отобрали паспорт и окончательно запретили снимать. Тем не менее Расулофу удалось тайком снять картину «Зла не существует», за которую он в 2020 году получил «Золотого медведя» Берлинале. Власти разъярились окончательно — тем более что в фильме шла речь о такой болезненной теме, как смертная казнь, — и приговорили к году заключения. Не успел Расулоф выйти из тюрьмы, как его арестовали за публичное осуждение жесткого подавления протестов.

Узнав, что Расулоф тайно снял «Семя священного инжира», власти приговорили режиссера к восьми годам тюрьмы, публичному бичеванию, большому штрафу и конфискации имущества. Всю съемочную группу обвинили в участии в нелегальных съемках, а актрис — еще и в неправильном ношении хиджаба. Всем запретили выезд из страны. Когда стало известно, что фильм приглашен в основной каннский конкурс, власти принялись давить на Расулофа, требуя, чтобы он отозвал картину как угрожающую безопасности страны. Но премьера состоялась, и «Семя священного инжира» до последней минуты считалось главным фаворитом на «Золотую пальмовую ветвь». Правда, главная награда, к неудовольствию очень и очень многих, ушла к «Аноре», а Расулофу достался приз жюри. Зато теперь фильм ездит по лучшим мировым фестивалям и номинирован на «Оскара» как лучший международный фильм.