
Москва, 21 февраля 2025 года. Художественный руководитель Театра на Малой Бронной и Театра-сцены "Мельников" Константин Богомолов на Форуме будущих технологий
IMAGO/Sergey Bobylev/ Scanpix
Этот текст Екатерины Барабаш вышел утром 25 февраля 2025 года. Через несколько часов к ней домой пришли сотрудники правоохранительных органов с обыском и увели Екатерину на допрос в отделение полиции. Там она провела ночь, а на следующий день суд избрал для нее в качестве меры пресечения домашний арест до 25 апреля 2025 года. Екатерине вменяют в вину распространение фейков о российской армии по мотивам ненависти. По этому обвинению её могут лишить свободы на 10 лет.
Муж Ксении Собчак заявил о готовности поставить спектакль об успехах Путина. К раздумьям его спровоцировал вопрос корреспондента кремлевского пула — не собирается ли, мол, Константин Юрьевич поставить что-то о победах президента. Выдержав эффектную паузу, Богомолов ответил, что при наличии хорошей пьесы — почему бы и нет? Потом еще подумал и сообщил, что и сам готов написать такую пьесу.
Константин Юрьевич, если дело затянется, мы готовы предложить вам план пьесы. Берите, не пожалеете. Мы уже и название придумали — «Киев за три дня». Согласитесь, это ведь главная победа вашего нового объекта симпатий. И правильно: прежний смутный объект желания, Сергей Собянин, — все-таки пожиже, масштаб не тот. Москва, конечно, город гигантский, но пора выходить на более высокий уровень. Тем более что обещанные театры уже в руках — двигаемся дальше.
А лучше сразу замахнуться на сериал. Одна серия — одна победа. Оптимальным решением будет снять двенадцать серий, чтобы у зрителя сразу возникли ассоциации с двенадцатью подвигами Геракла. Первая серия будет посвящена «Курску». Так и назовем: «Как мы спасали «Курск». На премьеру позовем вдов, детей, матерей — тех, кто живы. Отдельными сериями пойдут Беслан и Дубровка. Две серии посвятить Чечне — «Как мы победили Чечню». В серию про «Киев за три дня» отдельным мини-сюжетом вставить Чернобаевку (для тех, кто помнит).
У Богомолова все получится, в этом нет сомнений. Он один из самых стремительных и успешных «переобувальщиков» в российской творческой среде. В то время как иные медленно и порой неохотно взращивали в себе любовь к власти, перебираясь из нейтрального статуса к статусу сторонников власти, Богомолов проделал путь из рядов оппозиции в провластные ряды мелкими, но быстрыми шажками.
В 2011 году он звал на баррикады. «Братцы. Пока мы едины — мы непобедимы! Не будем разделяться! Еще будет время повоевать!» — этими словами он манил сторонников свободы на Болотную. Через два года, в 2013-м, после победы Собянина на выборах мэра, Богомолов открыто негодовал по поводу неправедного подсчета голосов. Похоже, он тогда не знал, что пройдет совсем мало времени — и Собянин станет его боссом. Но на всякий случай еще вчера непримиримый к любым проявлениям несправедливости в обществе, Константин становится осторожнее. Он демонстративно встает в позу нейтрального наблюдателя, взирающего с творческих высот на политическую возню внизу. При каждом удобном случае Богомолов подчеркивал, что надо профессионально делать свою работу и не лезть в политику, а искусство с его помощью будет благотворно влиять на умы. Друзья и поклонники режиссера тогда уже немного напряглись — это был быстрый и явный поворот в сторону от оппозиционных взглядов. С тех пор на акциях протеста Константина Юрьевича не было видно.
Личная политика невмешательства довольно быстро дала свои плоды, и уже в 2018-м «нейтральный» Богомолов становится доверенным лицом Собянина на выборах московского мэра. Того самого Собянина, чей нелегитимный приход к власти он так горячо осуждал за пять лет до этого. И не просто доверенным лицом — где только возможно, он поет дифирамбы своему нанимателю. Признаем, что в те годы поддержка власти еще не была столь ошеломляюще неприемлемой, какой стала начиная с февраля 22-го. Ради благого дела считалось просто зазорным, но еще не чудовищно зазорным поцеловать барину ручку, если речь шла о благих намерениях. Это потом уже те, кто прикладывался к ручке ради благих целей — Чулпан Хаматова, Нюта Федермессер и др., — поняли всю бесполезность и даже вред подпеваний властям. Но если у Хаматовой или Федермессер намерения были и впрямь благие, то у Константина Юрьевича благость исчерпывалась желанием обещанного театра. Который он и получил меньше чем через годы после победы Собянина на выборах, став художественным руководителем московского Театра на Малой Бронной. Бывают же совпадения…
А вот отношения с недавней дружеской средой уже вовсю портились. На богомоловские спектакли по-прежнему были аншлаги, пресса, в том числе и либеральная, порой одобрительно высказывалась о его постановках, но Богомолов уже стал чужим. Как творческому человеку, познавшему повышенный интерес к своему творчеству и ореол скандальности вокруг собственного имени, но при этом — и поддержку лагеря, считающего его своим, — резкое тотальное охлаждение вчерашних единомышленников оказалось тяжким испытанием. И пошли злые обличения бывших друзей. Еще в 2019 году Богомолов заявил, что «из оппозиции уходит энергия и талант», после чего начался буквально шквал письменной активности Константина Юрьевича. То опубликует манифест «Похищение Европы 2.0», в которой провозглашает Россию новой Европой в противовес старой, погрязшей в собственном благополучии и отказавшейся от духовного роста. Шел февраль 2021 года, до широкомасштабной войны оставался год, а Богомолов вычерчивал на бумаге формулы процветания России.
Война шла уже второй год, а Константин Юрьевич, словно не замечая ее, пишет очередной манифест — «Диетическое горе», где ругает российских либералов за их упаднические настроения и нелюбовь к родине. Не пройдет и двух месяцев, как Богомолов разродится новой статьей — «Я умру. А вы останетесь?», — в которой клеймит уехавших. Если «Похищение Европы 2.0», пусть и с натяжкой, было манифестом консерватизма — уже нездорового, замешенного на конформизме, скрывающего под собою банальное желание договориться с властями, — то новый манифест стал уже всхлипами обиженного художника, ошельмованного за его попытки договориться с властью.
Поставит Богомолов спектакль о победах Путина или не поставит — неважно. И каким будет этот возможный спектакль — тоже неважно. Рубикон, отделяющий свободного художника от конформиста, целующего «злодею ручку», перейден давно. Теперь каждая новая потуга Константина Юрьевича будет выглядеть смешно. Он и сам уже давно смешон, как смешно всякое публичное неприличие.
Богомолов, конечно, не Машков, он не станет вывешивать букву Z на фасаде своего театра. Но она там невидимо присутствует, сколько бы он ни пытался от нее откреститься.