
Грейт-Ярмут, 8 февраля 2025 года, стоп-кадр из оперативной съемки во время задержания Орлина Русева - руководителя группы российских шпионов болгарского происхождения
Metropolitan Police / Reuters / Scanpix
Процесс шести российских агентов-болгар, закончившийся 7 марта 2025 года в Лондоне обвинительным приговором, производит странное впечатление. С одной стороны, все серьезно. Группа много лет работала под руководством Яна Марсалека, бежавшего из Германии в Россию мошенника-бизнесмена и предполагаемого агента СВР и ГРУ. С 2020 года ее задачей были слежка, а потом похищение или убийство Романа Доброхотова и Христо Грозева, руководителей расследовательского журнала «Инсайдер». С 2020 по 2023 год члены группы следили за перемещениями Доброхотова и Грозева по Европе, пока всех их, включая руководителя группы Орлина Русева, не арестовала в январе 2023 года британская полиция. Штаб-квартира группы располагалась в английском городке Грейт-Ярмут на берегу Северного моря, в старом отеле, принадлежащем Русеву. Там были найдены груды электронного оборудования для подслушивания и 77 паспортов и удостоверений личности разных стран на 55 разных имен.
С другой стороны, их деятельность выглядела вопиюще непрофессиональной. Многочисленные неудачные попытки выкрасть телефоны и ноутбуки преследуемых, путаница с их адресами, проваленная слежка, проникновение не в те квартиры… Планы похищений или убийств тоже ни разу не вышли за рамки отвлеченного обсуждения возможных способов. К тому же, судя по обнаруженной в их телефонах переписке с Марсалеком через телеграм, они постоянно вводили его в заблуждение, маскируя свои провалы выдумками.
По опубликованным материалам создается впечатление, что это какая-то самодеятельность, дилетантская игра в шпионов, которую никто из офицеров российских спецслужб напрямую не курировал. Можно, конечно, посмеяться над тем, что ФСБ сегодня работает так непрофессионально и задействует шпионов-любителей. Но лучше не стоит. Стоит помнить, что это верхушка айсберга. Что если они и попались, не успев ничего толком сделать, то только из-за собственного непрофессионализма и отсутствия надлежащего руководства из Москвы. И что кроме таких групп есть и другие, гораздо более успешные. И их много.
1. На любой судебный процесс по шпионской статье контрразведка выдаёт минимальный объём информации, необходимый для вынесения судебного решения. Далеко не всю собранную информацию можно обеспечить юридически значимыми доказательствами, и далеко не все источники информации можно оглашать.
2. Общественно доступной становится информация об очень неудачных разведывательных операциях. О существенном числе удачных операций не узнаёт не только общество, но и контрразведывательные органы.
Так что о борьбе спецслужб под ковром нельзя делать выводы на основе публикаций в прессе.