
Кадр из фильма «Батя», реж. Дмитрий Ефимович
В российский прокат вышел главный фильм года. Замгендиректора «Газпром-медиа» Тина Канделаки на премьере в кинотеатре «Октябрь» заявила, что такие произведения, как «Батя 2. Дед», должны представлять Россию на «Оскаре». Продюсер дилогии Гавр Гордеев сказал в интервью, что «Батя» и «Батя 2» — это «Отцы и дети» XXI века. Сиквел народного хита «Батя» за первый уик-энд уверенно собрал почти полмиллиарда рублей — больше, чем, например, фильм «Пророк» за тот же период. «Батя» — это настоящее наше все. А «Дед» — главная скрепа. Republic разбирается в традиционных ценностях российского кино с Константином Шавловским.
Фильм Дмитрия Ефимовича «Батя» вышел в феврале 2021 года и собрал в только-только восстанавливающемся после ковида прокате 500 млн рублей. Изначально авторы проекта задумывали веб-сериал, состоящий из юмористических скетчей о воспитании в девяностые, но в итоге объединили их в полнометражное кино.
Главный герой Макс едет на машине с семьей на 70-летие своего отца, в одиночку воспитавшего его «так, как это делали все советские люди» (цитата из аннотации). Глядя на своих детей, которые дерутся на заднем сиденье за планшет, герой вспоминает собственное воспитание, и все русские мужчины 40+ в эти моменты пускают скупую слезу умиления. Набор скетчей, разыгранных Владимиром Вдовиченковым в майке-алкоголичке, который издевается над собственным сыном, до боли узнаваем. Вот модельки самолетиков в серванте, в которые нельзя поиграть, вот лечение дольками чеснока (нужно запихнуть по дольке в каждую ноздрю и терпеть) и ингаляция над картошкой, вот чтение газеты вместо азбуки, а вот юморески «с батей в пивной» и «с батей на детской площадке» со всеми вытекающими.
И постоянная присказка: «Молодец, мужик!» в момент, когда ребенок перетерпел очередную гадость.
Феноменальный успех «Бати» продюсер Гавр Гордеев объяснял через гендерную оптику. Мол, современные мужчины так и не решаются поговорить со своими отцами: а что это вообще было? Предложение смеясь расстаться со своим прошлым, вытряхнуть скелет из шкафа (или скорее выбить его, как ковер — символ с плакатов обоих фильмов), понять его и простить, по всей видимости, попало в народные чаяния, во всяком случае, в мужскую их половину.