
Кадр из фильма Сергея Лозницы «Два прокурора»
Фото: SBS Productions
Зинаида Пронченко посмотрела один из самых ожидаемых фильмов Каннского фестиваля — экранизацию рассказа Георгия Демидова «Два прокурора» Сергея Лозницы и считает, что эпоха многозначительных параллелей в кино кончилась, а настоящая жизнь так и не началась.
В принципе, вся история России укладывается в одну шутку, которой в новой игровой картине великого документалиста Сергея Лозницы «Два прокурора» обмениваются в застенках скучающие палачи: «Знаешь, что Радек показал на допросе? Нет. Что до революции он сидел и ждал, а после — дождался и сел!» Вечный и самый правдивый сюжет, в 2025-м, по мнению украинского режиссера, особенно откликающийся в русскоязычной среде, ибо в Москве арестовывают уже не революционеров — их давно посадили, — а издателей, художников, кинокритиков, ученых, врачей, коучей личностного роста, в общем, всех, всех, всех. Хотя многим до сих пор кажется, что репрессии носят точечный характер, а доносов пока тысячи, а не миллионы. Наверное, для этих многих Лозница и снял свой крайне доходчивый фильм ужасов, больше напоминающий инструкцию по применению машины террора. Один политзэк, два прокурора, посередине — пытки. Так выглядит «коммунистическая» несправедливость вчера, сегодня, завтра. Очевидно, что корни «Вторжения» Сергея Лозницы, документального фильма о войне в Украине, который он представлял в Каннах в прошлом году, уходят в старый новый 1937 год — любимый праздник постсоветского пространства. Окаянное место мирным не бывает.
Блестяще…