Бесленей | Соискатель | Палестина
Мир не исправился после катастроф ХХ века, а его жители, как роялисты времен Французской революции, ничего не забыли и никого не простили, кроме себя. То абсолютное и непреложное, что должно было бы людей мира объединять, только усугубляет разделение. Будучи сделан на основе глобальных, всемирных процессов, этот вывод вряд ли кого-то удивит. Зато когда к нему приходишь, глядя на «местечковые», далекие от мировых магистральных путей сюжеты, удивляться не перестаешь.БЕСЛЕНЕЙ
«Мне снова снится сон, что я еврейский мальчик, И в этом русском сне живу я жизнь мою». По крайней мере, для нескольких человек было бы правильнее сказать не про русский, а про черкесский сон. Летом 1942 года жители черкесского села Бесленей, расположенного на территории нынешней Карачаево-Черкесии, увидели на дороге подводу с тремя десятками детей из блокадного Ленинграда. Это были детдомовцы, по национальности в основном евреи, вывезенные по Дороге жизни через Ладогу и отправленные в Краснодарский край. Там им долго пробыть не удалось: фронт становился все ближе. Получив от местных властей одну единицу гужевого транспорта и запас еды на один день, детский дом отправился дальше, в надежде перевалить через Кавказский хребет в удаленную от фронта Абхазию. Через неделю такого пути дети были в крайнем истощении. В Бесленее их приютили, дав черкесские имена и внеся в списки жителей села под видом детей местных жителей, взявших их в свои дома. Так их удалось прятать от немцев в течение пяти месяцев, что село было под оккупацией. После войны большинство детей вернулись к родственникам, а четыре человека так до старости прожили на Кавказе, сохранив в документах свои новые имена и научившись говорить на местном языке: родственники их не нашли, о питерском детстве остались лишь воспоминания. О Бесленее снят фильм, участвовавший в кинофестивалях и показанный по центральному ТВ. Собирают деньги на памятник бесленеевским матерям, республиканские чиновники жертвуют в него по месячной зарплате. А два дня назад жители Бесленея собрались на сход. Более пятисот человек протестовало по поводу публикаций о Бесленее в различных СМИ. Газетная «дуэль» вокруг вышеописанных событий в последние месяцы была довольно интенсивной. Сперва в одной из федеральных газет вышел материал, рассказывающий о событиях 1942 года в версии местных жителей. Из того материала наибольший эффект в Карачаево-Черкесии имел пассаж о том, что некоторые другие евреи-детдомовцы из Ленинграда, не попавшие в Бесленей, были расстреляны неподалеку от него «карачаевскими карателями». Напомню, карачаевцы после освобождения Кавказа были объявлены пособниками Гитлера и отправлены в Казахстан, но позднее реабилитированы. В ответ на пассаж о карателях одна местная газета написала, что пособником Гитлера якобы был староста черкесского Бесленея – просто потому, что «иных старостами не назначали». По поводу этой последней статьи жители, собственно, и митинговали.СОИСКАТЕЛЬ Власти Карачаево-Черкесии давно пытаются увести тему Бесленея от местных национальных «непоняток». Главе района, на территории которого находится аул, черкесу по национальности, даже не позволили на свои деньги поставить памятник бесленеевским матерям, указав на то, что сбор денег на памятник должен быть интернациональным мероприятием. Однако в канун митинга многих республиканских чиновников волновало другое: на нем ожидалось выступление черкесского депутата и предпринимателя Вячеслава Дерева, которого уже несколько раз все не могут избрать сенатором от республики. Депутаты, отказывающиеся за него голосовать, говорят, что не хотят «воспоминаний о 1999 годе»: тогда первые всенародные выборы главы республики чуть не закончились межнациональными столкновениями, а «черкесским» кандидатом был ныне покойный брат Дерева. В Бесленее соискатель сенаторского кресла выступил, но межнациональных дел не касался. Как говорят те же чиновники, «пронесло».ПАЛЕСТИНА
Впрочем, споры о национальном прошлом – это лишь часть обид и претензий, порожденных воспоминаниями об усыновленных детях. На местных интернет-форумах много обсуждается, почему международные организации, оказывающие помощь жертвам Холокоста, не признают таковыми бесленеевских детей. Причина, как утверждается, не в отсутствии необходимых архивных документов, а в борьбе с палестинцами, якобы не позволяющей признать кавказских мусульман спасителями евреев. Злосчастный Ахмадинежад с его отрицанием Холокоста на этом фоне становится лишь частным случаем. Собственно, частным случаем становится и весь мусульманский мир – ведь и страны самого что ни на есть европейского мира изрядно поигрались в политические многоходовки, если не со словом «холокост», то со словом «геноцид» в применении к различным народам. Мировое зло бессильно перед соседскими спорами, о чем и напоминает Бесленей. А жаль – вряд ли ради этого напоминания черкешенка прятала мальчика-еврея.