Российский модельер Кира Пластинина вряд ли что-то знает про ВТО – в ее юном 17-летнем возрасте это несколько преждевременно. Руководители нашего государства, в отличие от Киры, про ВТО кое-что знают, правда, пользы от этого пока маловато – мы никак не можем стать членом этой организации. У Киры Пластининой неожиданно возникла проблема. В 2008 году Кира, благодаря поддержке любящего и состоятельного папы, открыла свои магазины в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Однако вскоре некая калифорнийская фирма «ПакСан», также выпускающая молодежную одежду и аксессуары, обратилась в суд с требованием защитить права на свою марку «Kirra» под предлогом схожести звучания торговой марки «Kira Plastinina» с используемой «ПакСаном» торговой маркой. Предлог, скорее, надуманный, тем не менее американская компания суд выиграла. Расстроенная Кира призналась, что даже не могла предположить, что человеку могут запретить использовать его собственное имя. Оказывается, могут. Однако все могло обернуться совсем иначе, если бы страна, откуда родом Кира, состояла в ВТО. Случай с Кирой Пластининой неординарен, что признают даже американские юристы. В самом деле, к примеру, сколько модельеров во Франции носят имя Кристиан – и Диор, Лакруа и др. И живут мирно. А вот «ПакСан» решил вдруг защитить свою марку «Kirra», добиваясь запрета марки «Kira Plastinina». Выглядит явно чрезмерно. Появлению любой марки предшествует ее регистрация в стране. Это долгий, скрупулезный процесс. В США регистрацией любой торговой марки ведает специальная комиссия, в задачи которой входит также многоступенчатый контроль над тем, чтобы не возникло случайных или преднамеренных совпадений с уже зарегистрированными торговыми марками и фирменными знаками. Комиссия выпускает бюллетень со всеми регистрируемыми названиями для того, чтобы действующим на рынке компаниям было легче ориентироваться. Фирма Киры Пластининой регистрацию прошла, и к ее марке претензий поначалу ни от кого не было. Тем не менее, через какое-то время юрист, представляющий интересы торгового дома «Кира Пластинина» в США, заявил, что иск подан, поскольку потребители введены в заблуждение. Помнится, в не столь далекие советские времена нам внушали, что в мире жестокой конкуренции все средства хороши. Да, отчасти это действительно так. Но сегодня ситуация на свободном рынке все-таки не такая дикая, как 100 – 200 лет назад. Есть правила, есть целые международные организации, которые строго следят за соблюдением принципа справедливой конкуренции. Автора этих строк не менее сотни раз спрашивали: «Скажите, ну зачем нам нужна эта ужасная ВТО, где будут ущемлять наш суверенитет и диктовать нам свои правила?». Именно так, к сожалению, продолжают думать многие наши соотечественники. Так вот, отвечаю. В ВТО есть много всяких сложных и нудных текстов – это соглашения, которые создают цивилизованные правила для рынка товаров, услуг, а также защищают торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Торговый знак, товарная марка являются интеллектуальной собственностью фирмы, следовательно, подлежат защите. И это повсеместно работает. Но, как нетрудно догадаться, чтобы претендовать на защиту своих прав на интеллектуальную собственность, необходимо членство в ВТО. Проблема, с которой столкнулась Кира Пластинина, – типичная для данной сферы. Споров по товарным знакам между компаниями разных стран происходит немало, и в этом нет ничего необычного. Необычен, с точки зрения мировой практики, как раз случай с Кирой – Россия не является членом ВТО, а потому ее компании и предприниматели не могут воспользоваться правом на защиту своих законных интересов, которое гарантирует членство в этой организации. В высших сферах нашего правительства, как показали июньские решения о переформатировании процесса присоединения к ВТО на Таможенный союз, есть серьезный дефицит как знаний о самой ВТО, так и понимания исключительной важности для страны и ее бизнеса скорейшего обретения членства в этой организации. К сожалению, и в последние дни президент Медведев сделал два почти взаимоисключающих заявления относительно присоединения России к ВТО. Так, в опубликованной 13 ноября в известном британском еженедельнике The Economist статье «Роль России в «переходный период» Дмитрий Медведевподчеркнул: «Среди наших приоритетов также остаётся вступление в ВТО: все переговоры по этому вопросу мы планируем завершить в 2010 году». А всего несколькими днями позже на саммите АТЭС в Сингапуре в ходе дискуссии российский президент заметил, что на фоне пробуксовки Дохийского раунда (переговоры в рамках ВТО – авт.) «Москва еще раз задумается о необходимости присоединения к ВТО». Кира Пластинина в этих высоких материях наверняка не разбирается – ей это и ни к чему. Перед ее глазами другая материя, вполне осязаемая на ощупь, из которой она, благодаря своему таланту и связям, создает одежду. Адвокаты Пластининой подали апелляцию и рассчитывают либо на полную отмену запрета марки, либо на некоторые послабления. Разбирательства по иску состоятся в Калифорнии летом 2010 года. Как говорится, дай бог удачи. К сожалению, Кира – не первая из представителей российского бизнеса, кто уже успел ощутить на себе несправедливость и неравенство с коллегами из других стран. Многие российские предприниматели вполне способны участвовать в конкуренции на мировых рынках, принося тем самым пользу и своему бизнесу, и России. И для этого они не просят у государства денег. Но они вправе потребовать от него другое – обеспечить достойные и равные условия конкуренции на мировых рынках.