Медведев обещает сократить численность сотрудников МВД, а Генпрокуратура нашла нарушения в действиях судебных приставов при сносе домов в поселке «Речник». Оба события, ставшие основными темами в СМИ в один и тот же день, прекрасно иллюстрируют мысль о том, что в теории наше законодательство само по себе вроде хорошее, а вот правоприменение хромает на обе ноги. Глобальные проблемы есть во всех правовых областях и на всех уровнях власти, начиная от простых милиционеров и заканчивая судами с прокуратурой. Возьмем «Речник». Прокуратура обратила внимание на несовершенство исполнения решений по поводу «Речника», но при этом ничего не было сказано о том, как прокуратура относится к самому решению в целом. То есть, возникает вопрос: решение по сносу домов должно было выполняться, но выполнялось с нарушениями, или сносить ничего не надо было вовсе, лишь бы не обидеть никого? И даже на такой, казалось бы, простой вопрос, сложно ответить. Возьмем реформу МВД. Есть такая мораль в одной басне Крылова «А вы, друзья, как ни садитесь…». Любые попытки существенно и резко сократить численность сотрудников какого-либо ведомства или чиновников ни к чему никогда не приводят, так как любая бюрократическая система именно этого рода проблемы только и умеет решать эффективно. Вопрос не в том, сколько именно сотрудников МВД надо сократить, а в том, по каким KPI должен оцениваться министр и руководство МВД, и как они характеризуют отношение простых милиционеров и их начальников к своим должностным обязанностям. И решать вопрос о штате должен вовсе не президент, а сам министр, ведь это именно его полномочия. Получается, что президента волнуют не столько показатели работы МВД, сколько численность аппарата, который, наверное, велик для таких плохих показателей, и, соответственно, должен быть снижен. Сами же показатели как бы и не волнуют президента, раз он занимается не главным, а мелочами. Вообще, ситуация, когда президент принимает такого рода точечные решения, достаточно показательна. Штрих мастера уместен только в том случае, когда в стране все хорошо, и только в какой-то отдельной сфере заело шестеренку, так что опытный часовщик должен смазать механизм. В России же все не так. Проблем – великое множество в самых разных сферах. Но не может же президент устанавливать количество дворников на квадратный метр в Петербурге или стоимость проезда для одного перегона в электричке за границами МКАД. В итоге, и «Речник», и реформа МВД представляются весьма проходными темами: создается видимость важного события, произносится много правильных слов о необходимости четкого следования законам и насущности перемен, а в итоге все оборачивается очередным пшиком. Такие темы всплывают в СМИ в определенный момент, и происходит это вовсе не случайно: «скандальные» новости могут отвлекать внимание общественности от более насущных проблем. Я вполне допускаю, что власть или какие-либо близкие к ней заинтересованные лица могут намеренно маскировать истинную повестку дня, подкармливая журналистов строго дозированными порциями общей информации о реформах и судебных процессах. Если это так, то очень интересно, от чего именно отвлекают внимание. От неудач в Ванкувере? От проблем на рынке труда? От тяжелой экономической ситуации? От топтания на месте в вопросах инновационной модели роста? Сложно сказать наверняка, но почему-то трудно отделаться от ощущения, что власть уделяет очень много внимания отдельным проблемам, полностью упуская из виду другие, иногда более важные. В стране в последний год идут достаточно странные и неустойчивые процессы. Много слов, и мало дел. Выглядит это все, как рябь на воде, но почти никто толком не понимает, что в реальности происходит на глубине, и не сменит ли эту рябь неожиданное цунами.