Давайте без беллетристики. Как говорится, ближе к делу. Тут всякие разные умники от Лужкова до Илларионова начали старую игру в постепенную «отмену заслуг». Это такой специальный комплекс мероприятий, который осуществляется людьми даже и без специального предварительного сговора. Но настолько согласованно, что может даже показаться, что сговор есть. Эту самую «отмену заслуг», как правило, делают люди, испытывающие к покойнику ужасную зависть. Кто-то завидует его честности (а я не удержался). Кто-то – храбрости (а я струсил). Кто-то – силе (а мне слабо). Кто-то – уму (а я-то и не догадался). Кто-то – славе или даже просто известности (а я – говна кусок). Труся его живого и боясь гнева начальников сразу после его смерти (ведь начальство-то отметило Егора в позитиве), обождав месяц, аккурат в сороковины, начинают ползучую «отмену заслуг» под видом игры в «объективность». Мол, Гайдар-то, конечно, хороший человек, но вот так, чтобы там спас нас или чего-то там предотвратил, так нет, не было этого. Так себе, ничего особенного. В меру глупый, плохо образованный молодой чиновник. Поработал, поработал, да и выгнали его. Скорее всего – проворовался. Народ зря говорить не будет… Ну, конечно, что-то сделал. Так это бы и без него сделали. Любой дурак бы на его месте это сделал. Лично я бы (с моим-то умищем!) сделал бы все по-другому, значительно лучше и красивее. А сколько он не сделал! Короче – все запорол, провалил, разворовал и растащил. Этот ваш Гайдар. Итог: никакой он не великий, а просто – выдающийся (и то – потому, что я сегодня добрый). Статья в энциклопедии ему, конечно, положена. Но на десять строк (родился, женился, помер). Никак не на страницу. На страницу не положено. Шалишь. Не по чину. Вот если я умру, то тогда…. Нет, нет, нет. Это я ошибся. Зачеркните, я в действительности очень скромный и приличный. А вы не подслушивайте чужие мысли. А то я и вас «разоблачу». Повторяется старая, описанная еще Гоголем, наша родная, расейская гнусность: имярек, конечно, порядочный человек, да и то, если сказать правду, свинья… В основном, все «отменители заслуг» разоблачают две «большие лжи». Первая – что Гайдар спас страну от голода. И вторую – что он спас страну от гражданской войны. Начнем с первой «лжи». О голоде. Здесь методологически «отменители» разбиваются на две группы. Одни утверждают, что Гайдар не спас страну от голода, поскольку голод все-таки случился. Адептами этой концепции являются Лужков и Попов. Они приводят леденящие душу примеры голодных смертей в подмосковном Зеленограде (не приводя, впрочем, никаких доказательств того, что все в действительности так и было [1]). Само собой разумеется, что эти примеры хорошо вписываются в интернет-ландшафт, на котором уже давно пышным цветом цветет взращенная Лубянкой развесистая клюква про то, что в «лихие девяностые» «миллионы русских людей умерли от голода». То есть: подвига нет за отсутствием героя, то есть субъекта подвига. Вторая группа «отменителей» (Илларионов и Ко) занимают ровно противоположную позицию. Мол, никакого голода не было и в помине, и, следовательно, не от чего было нас спасать. Приводятся цифры запасов продовольствия, небывалых урожаев, удоев, окота и яйценоскости. Засим, подвиг отменяется за отсутствием голода, то есть объекта подвига. Вношу конструктив. Дорогие «отменители»! Между собой договоритесь, а? А то получается несуразица. Если обе стороны правы (а как иначе?), то выходит, что и жратвы было от пуза, и падеж народа был как где-нибудь в Африке, прости мою душу грешную. Если «лужковские» голодные смерти – не вымысел, то куда же делось все «илларионовское» продовольствие? Экспортировано-то оно не было. Надеюсь, с этим вы не спорите? Наоборот, был импорт, в том числе и в виде гуманитарной помощи. Единственный выход из создавшейся ситуации – согласиться (как ни обидно) с наличием и субъекта и объекта. Что я имею в виду? Я имею в виду то, что голод случается по двум причинам. Он может случиться потому, что в стране просто нет еды. Неурожай, саранча, враги отобрали и т.д. Такой голод был у нас в начале тридцатых годов, когда Сталин с помощью бравых чекистов отобрал у крестьян весь урожай и большую его часть продал за границу. Вырученные деньги он потратил на закупку оборудования для строящихся заводов и фабрик, а миллионы людей умерли от голода. Второй тип голода (а угроза именно такого типа и имела место в начале девяностых) случается тогда, когда в стране все же есть минимально достаточное количество продовольствия, но в связи с развалившейся системой товарообмена нет его поставок из одних регионов в другие, из деревни в город, с элеватора на хлебозавод, с фермы на мясокомбинат, с завода в розничную сеть и т.д. Такой голод, например, случился в России в начале двадцатых как реакция на политику «военного коммунизма» с его продразверсткой, продотрядами, реквизициями и расстрелами «саботажников». То есть хлебушек-то в стране был, но крестьяне не хотели его отдавать «за так», а в ответ на попытки его насильственного изъятия ответили мощной волной крестьянских восстаний. И Ленин ввел нэп. То есть в начале двадцатых он сделал то же самое, что Гайдар в начале девяностых – он освободил цены и дал старт рыночному товарообмену. Да, у Гайдара был другой выбор. Можно было ввести карточки и сохранить фиксированные цены. Но для этого нужно было создать систему насильственного изъятия продовольствия у производителей, поскольку по фиксированным ценам они отказывались его продавать добровольно. И даже если бы попытка создания такой репрессивной системы удалась (в чем я сильно сомневаюсь), то ее хватило бы лишь на год. Поскольку на следующий год никто бы вообще никакого урожая не вырастил. Значит, нужно было бы углублять репрессии, вводить ту или иную форму крепостного права, заставлять людей сеять и убирать урожай силком, против их воли и т.д. Таким образом, освобождением цен Гайдар спас страну от надвигающегося голода. Да, непосредственно в январе 1992-го полномасштабный голод еще не наступил. Так что, для того, чтобы все оценили его заслуги, Гайдар должен был его дождаться, а уж потом, на белом коне, переступая через трупы и раздавая пряники, выйти к коленопреклоненному народу? Глупости. Любой ответственный человек на его месте понимал, что есть угроза голода. И она реально висела над нами всеми. Если бы он не отпустил цены, то голод бы наступил уже к весне–лету 1992-го. В апреле мы бы уже увидели массовые голодные смерти, затем развал страны по линии регионы-производители продовольствия – регионы-потребители продовольствия, а потом гражданскую войну и, вполне вероятно, какие-то формы международного вмешательства и окончательную утрату столь дорогого нам всем суверенитета (будь он неладен). Э-э-э… – скажут нам в один голос Илларионов и Лужков. Эка невидаль – цены освободили [2]. Так и дурак сумеет. На самом деле, надо было вот так, да эдак, а потом разэдак…. Ерунда все это, смешно слушать. Знаете, почему нельзя трахаться на Красной площади? Потому, что советами замучают. Страна-то – советов. Что ж раньше-то эти цены не освободили? Когда вся Восточная Европа их уже освободила в 1989-ом? Где они все были – эти Рыжковы, Павловы, Маслюковы? Добавим сюда и Силаева с Явлинским. Что, зассали? Кишка тонка? И потом. Что-то я не припомню в начале 90-х Лужкова и Попова, ратующих за карточную систему. Как, впрочем, и Илларионова. Чего теперь-то раздухарились? Смелые стали? Ну, так давайте теперь за такую смелость вас и считать героями. И то, чем не храбрость – мертвого пинать? А может, даже в Кремле заметят и скажут: «А кто это там у нас за правду никаких авторитетов не жалеет, а? Какие молодцы! А один еще и какой-то там экономический бум у нас увидел. Глазастый, аж из Америки рассмотрел. Может, простим ему прошлые грехи? Смотрите, вроде одумался: Гайдара ругает». Снова вспомнился Гоголь – увидит государь-император башню и спросит: а кто это башню построил? А ему в ответ: так это помещик Манилов, Ваше величество. А подать сюда Манилова! И наградят…. Илларионов, проснитесь! Все это – мечты. Согласен, сладостные, красивые, но мечты. Никто не увидит и не оценит. Ну, разве что кроме десятка тех, кого вы знаете уже больше двадцати лет. Эти оценят. Более того, уже оценили. Можете не сомневаться…. Теперь, про гражданскую войну. Гайдаровские оппоненты утверждают, что не было никакой угрозы гражданской войны, поскольку не было субъектов противостояния. Для меня это слишком умно. Я вот в эту классовую теорию никогда по-настоящему не верил. Я смотрю на жизнь эмпирически: где-то в Руанде какие-то тутси резали каких-то хуту. Или наоборот, неважно. Никаких классовых противоречий. Один язык, одна культура. Резали так, что аж за ушами трещало! Где Маркс? Где Энгельс? Почему непорядок? Как так, резать без всякой классовой борьбы? Ах, национальные противоречия?! А что, в России их не было в тот момент? Особенно на фоне надвигающегося голода? По мне, так гражданская война возникает от ненависти, а ненависть может быть и по классовому признаку, а может – и по какому-нибудь другому. Например, может и по региональному. Знаете же, как в провинции ненавидят москвичей? Да хоть бы и из зависти. Что с того? Зарежут за милую душу. Только дай волю. Скажи, что всю жратву москвичи себе забрали, – и дело с концом. Не москвичи, так евреи. Только подожги, потом не потушишь… И дальше: если угрозы гражданской войны не было, то что же это было у нас в Москве в октябре 1993-го? Или в Грозном в декабре 1994-го? Ась? Не слышу? Клановые разборки? Исламский фундаментализм? Вы сами-то верите в то, что говорите? Короче, мне наплевать, по какой причине в стране начинается полномасштабная резня. Мне не нравится сам факт. Есть, правда, другие оппоненты, которые не отрицают наличие угрозы гражданской войны [3]. Но они говорят, что Гайдар вовсе не предотвращал гражданскую войну, а наоборот, ее приближал, поскольку сам раздавал оружие и в Северной Осетии в 1992-м, и в Москве в 1993-м. Что ж. Они правы. Но только если понимать гражданскую войну как конкретное боевое столкновение. Как короткий огневой контакт, после которого должна прийти милиция и всех разнять, а зачинщиков увезти в обезьянник. Тогда, конечно, чем меньше калашниковых, тем меньше трупов. Банальный мордобой, ну пырнут кого-нибудь – и все. Но ведь так не было! А были тысячи людей, у которых уже имелось оружие. Причем получившие его абсолютно незаконно. Заметим, без всякого Гайдара! И им нужно было противопоставить других людей, тоже с оружием. Иначе те, первые, опьяненные своей безнаказанностью, начали бы резню. Тогда бы и вспыхнула та самая гражданская война, а проще сказать кровавая бойня, о невозможности которой в нашей богоспасаемой стране говорят гайдаровские противники. Я весной 1991-го года был в Чили и нам многое рассказывали о Пиночете. Одни считают, что он начал гражданскую войну и виновен в тысячах смертей. Другие считают, что гражданская война началась раньше, когда Альенде приступил к национализации имущества и коллективизации аграрного сектора. И что Пиночет спас страну от крупномасштабной гражданской войны, уничтожив зачинщиков безнадежного социального эксперимента под названием «Чилийский социализм под надзором СССР и под охраной кубинских спецслужб». То есть малой кровью предотвратил и далее по тексту. Банально, но это правда. Мне этот выбор не нравится. Я бы предпочел обойтись вообще без него. Но если история не оставила вам другого выбора? Радуйтесь, что вам он не выпал. И оцените мужество Гайдара. Итак, я закругляюсь. История, какими-то неведомыми мистическими путями всегда выводит на принятие нужного решения того человека, который в состоянии его принять. А того, который не способен, – того не выводит. Тому, второму, остается только резонерствовать и через двадцать лет задним числом убеждать всех в своей прозорливости. Безнадежное дело. Да и скучное, по-моему. Р.S. Пользуясь случаем, объясняю (многие интересуются), почему я против комментов. Я против комментов потому, что на один дельный и толковый коммент выходит девять комментов такого говна, такой человеческой изнанки и гнусности, что я потом очень долго опять восстанавливаю в себе веру в человечество. Она и так-то не очень сильна во мне, а по прочтении таких комментов мне с каждым разом требуется все больше и больше усилий, чтобы поверить, что человек – это звучит гордо. Таким образом, я против комментов из гигиенических, эгоистических (можно сказать и так) соображений. Огромное количество так называемых авторов комментов, пользуясь высоким рейтингом сайтов, выстреливают своим дерьмом в читателей, освобождая тем самым свой череп с тем, чтобы в нем освободилось место для накапливания новой порции. Я считаю, что эти люди должны копировать пост в свой блог и там изгаляться для себя любимого и для узкой группы своих почитателей. Чего ж атмосферу портить для всех, а не только для тех, кому запах авторского дерьма приятней цветочного? А умный коммент меня и так найдет. В конце концов, я его не поленюсь и сам поискать. Мне не западло. [1] У нас, как известно, джентльменам принято верить на слово [2] Замечу, что Гайдар не сразу освободил цены. Поначалу, отдавая себе отчет какую «священную корову» социализма он режет, он оставил регулирование цен на основные продукты питания. Но буквально через несколько недель и этот атавизм он вынужден был отменить. [3] Опять хочу сказать – оппоненты, договоритесь друг с другом! Выступите же, наконец, единым фронтом в борьбе с развенчанием культа Гайдара!