20 ноября 2010 г. вступят в силу последние изменения и дополнения к правилам дорожного движения, в том числе и новая редакция пункта 4.7. «При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть». Это при том, что тем же постановлением правительства предусмотрено ужесточение правил для обычных водителей, т.к. пункт 14.1 требует от водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Получается, что все водители обязаны останавливаться и пропускать пешеходов, но при появлении машин «оперативных служб» и иных «избранных», пешеходы должны разбегаться. Фактически данные изменения приведут к увеличению количества наездов спецмашин на пешеходов. Объясняется все очень просто: – средняя скорость движения пешехода медленным шагом – 4 км/ч или 1,1 м/с (средняя скорость бабушки пенсионерки или мамы с коляской); обычным шагом – 5 км/ч или 1,4 м/с; быстрым шагом – 6 км/ч или 1,6 м/с; бегом – 7 км/ч или 1,9 м/с. Следовательно одну полосу движения шириной 3 м пешеход пересекает за 2-3 секунды. – время реакции человека колеблется от 0,5 до 1,5 сек. и сильно зависит от пола, возраста, физического состояния, тренированности и т.п., время реакции при распознавании зрительных образов увеличивается в 2 раза; время реакции при появлении внезапных препятствий также увеличивается в 2 раза. Следовательно, при внезапном появлении автомашины с включенной мигалкой и сиреной, время реакции составит от 1 до 4 сек. – для того, чтобы «незамедлительно покинуть проезжую часть» пешеход, дошедший до средины, должен будет продолжить движение и пересечь оставшиеся полосы, а не дошедший до средины – вернуться обратно, на смену направления движения уйдет 1-2 сек. Нужно учесть, что значительная часть пешеходов в любом случае попытается перейти на другую сторону, даже если они прошли незначительное расстояние, а это увеличивает время их нахождения на проезжей части до 15 сек. Проблема в том, что транспортное средство с включенными мигалками не стоит на месте – оно двигается, и в то время, пока пешеход «замирает» на месте пытаясь оценить обстановку и найти источник опасности, и в то время пока он принимает решение, и в то время пока он двигается, пытаясь «незамедлительно» покинуть проезжую часть. Если соотнести расстояние, которое проходит пешеход, и проезжает машина за одно и то же время (смотри таблицу), то разница явно будет не в пользу пешехода, который должен умудриться заметить машину с включенными мигалками аж за 300-400 метров. Разумеется, можно возразить, что в городской черте транспорт не может двигаться со скоростью, превышающей 70 км/ч, но какой русский с мигалками не любит быстрой езды, и кто из них соблюдает скоростной режим? Кроме того, заметить машину с сиреной и спецсигналами в городе значительно труднее, из-за интенсивности движения и ограниченной видимости. К тому же остальные не «омигаленные» водители, пропускающие пешеходов, будут существенно ограничивать их видимость и создавать иллюзию безопасного перехода. Новые правила делают жизнь пешеходов более интересной и азартной, превращая каждый переход улицы, даже по зебре и даже на разрешающий сигнал светофора в современный вариант чиновничьей русской рулетки. Они же гарантированно защищают водителей с мигалками от уголовной ответственности за наезд на нерасторопного пешехода, который проявил медлительность при покидании проезжей части. Такое ощущение, что кто-то воплощает в жизнь сюжет старой компьютерной игры, не помню ее названия, в которой игроки носились по городу на машинах и получали очки за каждого сбитого пешехода. Таблица соотнесения расстояний, пройденных пешеходом и транспортным средством в зависимости от скорости движения.
скорость движения в км/ч | скорость движения в м/с | расстояние, проходимое за время реакции 1-4 сек. | расстояние, проходимое за 6-7 сек (одна полоса для пешехода) | расстояние, проходим за 8-10 сек (две полосы для пешехода) | расстояние, проходимое за 10-13 сек (три полосы для пешехода) | расстояние, проходимое за 12-15 сек (четыре полосы для пешехода) |
4 | 1,1 | 0 | 3 | 6 | 9 | 12 |
5 | 1,4 | 0 | 3,5 | 7 | 10 | 12,5 |
6 | 1,6 | 0 | 4 | 8 | 12 | 16 |
7 | 1,9 | 0 | 4,5 | 9 | 12,5 | 17 |
60 | 16,7 | 16,7-66,8 | 100-116,7 | 133,6-167 | 167-217,1 | 200,4-250,5 |
70 | 19,4 | 19,4-77,6 | 116,4-135,8 | 155,2-194 | 194-252,2 | 232,8-291 |
80 | 22,2 | 22,2-88,8 | 133,2-155,4 | 177,6-222 | 222-288,6 | 266,4-333 |
90 | 25 | 25-100 | 150-175 | 200-250 | 250-325 | 300-375 |
100 | 27,8 | 27,8-111,2 | 166,8-194,6 | 222,4-278 | 278-361,4 | 333,6-417 |
110 | 30,6 | 30,6-122,4 | 183,6-214,2 | 244,8-306 | 306-397,8 | 367,2-459 |
120 | 33,3 | 33,3-133,2 | 199,8-233,1 | 266,4-333 | 333-432,9 | 399,6-499,5 |