на поставку 50 среднемагистральных самолетов. Вопреки запросу «Аэрофлота», для которого эти машины заказываются, госкорпорация решила взять Boeing 737.
Когда речь идет о среднемагистральных самолетах, «Аэрофлот» предпочитает А320. Разбавлять его другим, похожим на него самолетом, нет никакого смысла. Ведь тогда для потенциально большого парка нужно закупать тренажеры, отдельно готовить летный персонал и переучивать на новый тип не только пилотов, но и бортпроводников. А есть еще и наземная база, на которой «Аэрофлот» проводит легкие формы ремонта самолетов, и на новые типы нужна дополнительная сертификация, а это некие хлопоты.
И хотя, как мы помним, все, что касается обучения, техобслуживания и прочих вопросов, сопряженных с приемом в эксплуатацию нового типа самолетов, обещали взять для себя «Ростехнологии», принципиальный момент все же есть. Непосредственно для материнской компании добавлять другой тип можно только в угоду политическим решениям, как это было в тендере на поставку дальнемагистральных самолетов. В результате, вместо 22 машин «Аэрофлот» был вынужден заказать 44: Airbus 350 и Boeing 787 Dreamliner – по 22 штуки каждого. Хочется надеяться, что в «Аэрофлоте» как материнской компании двухтипного парка не будет. Уже создана определенная инфраструктура под конкретный тип самолетов, и дублировать эту инфраструктуру ради, по сути, очень похожего самолета можно, только если для авиакомпании есть очень конкретные плюсы.
Если мы посмотрим на сделку с точки зрения существующей авиакомпании, имеющей историю, маршрутную сеть и потоки пассажиров, то сделка по полусотне Boeing 737 для «Аэрофлота» выглядит сомнительной. Ведь, как правило, действующая авиакомпания выбирает самолет не просто так, а исходя из особенностей своего бизнеса. Тут учитываются маршрутная сеть, продолжительность полетов, ожидаемая загрузка рейсов и складывающаяся из них стоимость летного часа. Для каких-то авиакомпаний с их маршрутной сетью больше подходит А320, для других – Boeing 737.
Но не нужно забывать о том, что «Ростехнологии» объявляли свой тендер, подразумевая, что машины будут эксплуатироваться в «Росавиа». Если посмотреть на парк тех шести перевозчиков, которые должны были объединиться в «Росавиа», то выбор Boeing 737 – не такой уж и случайный. Самолеты этой модели, включая модификацию NG (next generation), есть у «Оренбургских авиалиний», ГТК «Россия» и «Сахалинские авиатрассы» тоже эксплуатируют Boeing 737. Но все же точные контуры этой авиакомпании, конечно, не были определены до конца: не было детально проработанной маршрутной сети, которая сейчас есть в «Аэрофлоте». Задавались, скорее, не очень конкретизированные параметры некой крупной авиакомпании, которой должны была стать «Росавиа». С этой точки зрения, предложения от поставщиков самолетов, которые рассматривали «Ростехнологии», больше анализировались в привязке к финансам и прочим пакетным аспектам. Заказчик не вникал в подробности, связанные с маршрутными сетями и прочими атрибутами существующих авиакомпаний.
В самом начале тендера «Ростехнологий» у госкорпорации наладились хорошие отношения именно с Boeing. Американский производитель предложил структурировать сделку на весьма интересных условиях: ее профинансирует американский Eximbank, и об этом говорила даже госсекретарь США Хиллари Клинтон. Но когда речь идет о переносе самолетов на платформу «Аэрофлота», нужно учитывать и его интересы тоже. А в данном тендере это сделать невозможно.
«Аэрофлот» говорит, что ему требуется. Заглянув за тот период, когда компания получит все законтрактованные на данный момент А320, «Аэрофлот» заявил, что ему нужны дополнительные 15 А320 для расширения присутствия на внутреннем рынке. Но «Аэрофлот» и без «Ростехнологий» – очень привлекательная для лизингодателей авиакомпания: она хорошо управляет своими финансами, имеет собственный кредитный рейтинг и может кредитоваться под пополнение флота на очень выгодных условиях. С учетом этого, а также с учетом давних сложившихся отношений с Airbus, это не станет для «Аэрофлота» большой проблемой. Так что необязательно задействовать для приобретения новых самолетов «Ростехнологии».
Что же «Аэрофлот» может сделать с ними, если все же согласится их принять? «Аэрофлот», по словам гендиректора Виталия Савельева, заявил, что планирует создать чартерного и, возможно, низкобюджетного перевозчика. И то, и другое, теоретически, – самостоятельный бизнес. Почему бы тогда не учесть возможность взять у «Ростехнологий» эти 50 Boeing 737 на выгодных условиях? Тем более, что «Оренбургские авиалинии» – потенциальное чартерное подразделение «Аэрофлота» – уже, как я сказал, использует такие машины. Опыт их эксплуатации есть и у нынешних дочек авиакомпании – «Нордавиа» и «Донавиа», – дополнительные самолеты им могут тоже пригодиться.
Кстати говоря, «Ростехнологии» – это же не просто контора, которая провела тендер. Госкорпорация может поддержать предложение ОАК о том, что беспошлинный ввоз самолетов в Россию возможен в обмен на приобретение продукции российского авиапрома. И тогда, если «Ростех» сможет эти 50 Boeing 737 завезти беспошлинно в обмен на соответствующие обещания, то новая машина с завода за минусом пошлин – это роскошное предложение даже для «Аэрофлота».
И в любом случае заказанные «Ростехнологиями» самолеты не пропадут. Под них госкорпорация может создать даже отдельную авиакомпанию. А если не решится на это, то российский рынок все равно в состоянии проглотить эти 50 Boeing 737. Проглотит и не заметит. В нашей стране используется большое количество Boeing 737 в его классической версии, и найдется много желающих поменять эти машины на более новые модификации.
И в любом случае заказанные «Ростехнологиями» самолеты не пропадут. Под них госкорпорация может создать даже отдельную авиакомпанию. А если не решится на это, то российский рынок все равно в состоянии проглотить эти 50 Boeing 737. Проглотит и не заметит. В нашей стране используется большое количество Boeing 737 в его классической версии, и найдется много желающих поменять эти машины на более новые модификации.
Сейчас вновь ведутся разговоры о том, что «Ростехнологии» все-таки станут акционером «Аэрофлота». Желание госкорпорации понятно и логично: «Аэрофлот» имеет потенциал роста. Если «Ростехнологии» получат сейчас по какой-то схеме пакет его акций, то это будет их некий актив, в управлении которым даже не надо участвовать. Можно просто сидеть, смотреть, как растет прибыль и собирать дивиденды. Но пока мы видим, что вроде бы определенные реверансы в пользу «Ростехнологий» делаются, но «Аэрофлот» и его компании – сами по себе. У Савельева при поддержке Минтранса в руках карт-бланш.
Возможно, исходя из этого, «Ростехнологиям» действительно следует занять определенную нишу в области подготовки персонала, в техобслуживании самолетов, в организации сделок по их приобретению. Обороты в этом бизнесе, в принципе, не такие большие, зато рентабельность выше: авиакомпании зачастую работают с убытком, а такие ребята – всегда в прибыли.
Возможно, исходя из этого, «Ростехнологиям» действительно следует занять определенную нишу в области подготовки персонала, в техобслуживании самолетов, в организации сделок по их приобретению. Обороты в этом бизнесе, в принципе, не такие большие, зато рентабельность выше: авиакомпании зачастую работают с убытком, а такие ребята – всегда в прибыли.