В последнее время в СМИ и официальных военных пресс-релизах замелькали сообщения подобного рода: «блоггерам показали 5-ую отдельную мотострелковую бригаду», «группа информационного обеспечения ЛенВО организует выезд журналистов на полигон, где пройдут стрельбы подразделений войсковой ПВО», «ограниченная группа блоггеров в рамках поездки журналистов СМИ посетила трубопроводные войска». Некоторое время я размышлял, как относиться к новому веянию в войсках. Вроде бы, идея понятна и ясна: популяризация военной службы, знакомство с буднями частей, военно-патриотическое воспитание, создание положительного образа армии и т.п. Но что-то мне мешало радостно воспринять все происходящее. Перелистывая бесконечные отчеты счастливых и, в основном, малолетних гражданских блоггеров и тысячи фотографий с мест блоггер-туров, не мог отделаться от чувства, что «не тем путем идем, товарищи». Посмотрел на реакцию комментирующих. Четко разделились отклики на три категории: – восторг страйкоболистов от увиденного расположения ножа на поясе или на груди: теперь можно так же делать в своих командах; – ностальгия служивших о том, как было в их годы, что изменилось, что неправильно; – неверие многих скептиков и циников, что, мол, все это показуха и «потемкинские деревни». С последним я не согласен точно, думаю, что все делается со стороны МО искренне. Но, как мне показалось, целевая аудитория в лице молодежи, широкой публики и официальных СМИ никакого интереса не проявила. Не трогают что-то ни душу, ни ум картинки и репортажи. Репортажи. Ключевое слово – «репортажи». А их и нет. Приехать на один день или на выходные и нащелкать сотню другую фоток и описать увиденное своими словами в своем блоге – это еще не репортаж. В репортаже должна быть история, должен быть минимальный сюжет, смысл, должны быть максимально прописаны человеческие характеры. Тогда сложится многоплановая захватывающая картина. Тогда будут выявлены внутренние механизмы, тонкости отношений, мотивация действий и поступков людей. А не только описано, где сделан головной убор: зэками в Ивановской области или китайскими швеями на севере Китая. В опусах блоггер-туристов людей нет вовсе. Получается очень поверхностная картинка. Это не вина блоггеров. Их обвинять абсолютно не в чем. Они сделали свое дело, как сумели. Отсняли, быстро выложили, сделали упор на эксклюзиве, пропиарили. Но здесь возникает вопрос профессионализма. Что лучше: орава блоггеров на короткий срок или профессиональная работа в течение долгого времени? Где будет большая отдача и больший толк для обозначенных целей по популяризации армии? Мне кажется, очень плохо думать, что в стране все идиоты и красивых картинок достаточно для поднятия военно-патриотического духа. В стране много молодых, умных, талантливых людей, которые хотели бы служить. И таким ребятам явно мало просто поглазеть на полосу препятствий или стулья в столовой. Им нужен смысл, понимание. Им надо разобраться и вникнуть. Надо работать, чтобы заинтересовать таких людей. Ориентироваться надо на них. Не занижать планку, а поднимать ее. Репортаж не делают за один или два дня. Надо прожить в обстановке месяцы, а то и годы. В зарубежных армиях мира есть институт прикрепленных (приписанных, прикомандированных, «вживленных», сопровождающих) журналистов, художников, фотографов в действующих подразделениях. Художников «прикрепляли» к армии с незапамятных времен и активно использовали с XIX века. Что касается современности, в 2003-м году в Ираке только к боевым частям американской армии были «прикреплены» 662 журналиста, еще 95 находились в британских подразделениях. В зону боевых действий были направлены лучшие американские репортеры. Результатом стали многочисленные репортажи о солдатах, раскрыты характеры и судьбы героев. Ставшие мировыми шедеврами о войне в Ираке книга и фильм «Поколение убийц», которые оказывают огромное влияние на умы миллионов молодых людей во всем мире, были написаны изначально в жанре репортажей как раз таким прикрепленным к подразделению журналистом для глянцевого журнала Rolling Stone (c оригиналами тех репортажей можно ознакомиться здесь). Понятно, что тогда была война, но цифры потрясают. Сколько у нас профессиональных журналистов живут с подразделениями на горячем Кавказе, на границах, в войсках? Такие есть вообще? Я не помню ни одного хорошего репортажа. Сколько провели неделю на войне в Осетии в 2008-м? Единицы. Их по пальцам руки можно пересчитать. Действенность пребывания профессиональных журналистов в течение длительного времени в армии и эффективность создания положительно образа армии очень хорошо понимают американцы. Брайан Уитмэн, заместитель начальника пресс-службы Пентагона, изложил это так: «Благодаря журналистам, прикомандированным к боевым частям и подразделениям, мы видим, что американские вооруженные силы хорошо экипированы, активны, профессиональны, преданны и управляемы». У нас этого института нет вовсе. Это дороже, чем привезти автобус с блоггерами (хотя часть расходов могут брать на себя сами СМИ), но отдача будет неизмеримо больше. А блоги могут вести и ведут сами военнослужащие, что давно происходит по всему миру и начинает набирать силу в России. Через несколько лет блоггер-туры будут совершенно неактуальны. Необходимо озаботиться восстановлением военных СМИ и привлечением в них молодых талантливых людей, и всячески поощрять инициативы «снизу». И, самое главное, делать их не ведомственными, закрытыми для общества, а находить популярные форматы. Все это возможно. База уже есть, люди есть. Дело за интересом от самих военных. В России издается всего несколько военных журналов («Искусство Войны», «Братишка», «Солдаты России», «Офицеры», «Военный парад», «Боевое Братство», а также с десяток недоступных общественности ведомственных журналов) и газет («Красная Звезда», «Независимое военное обозрение» и ведомственные издания). В США дела обстоят куда лучше. Например, сейчас там выходит более 1400 периодических военных изданий, в том числе около 400 журналов и свыше 1000 газет с разовым тиражом более 12 млн экземпляров. Министерство обороны США издает в основном для внутреннего пользования всего 22 журнала, наиболее известным из которых является издание управления по связям с общественностью МО США Commander's Digest. Министерства видов вооруженных сил издают соответственно: сухопутных войск – 13, ВВС – 38 и ВМС – 27 журналов. Крупнейшие из них – журналы Soldiers (сухопутные войска), Airman (ВВС) и All Hands (ВМС), тираж каждого издания свыше 100 000 экземпляров, т. е. подавляющее большинство периодики доступно для обывателя. Военная тема постоянно поднимается во всех ведущих неспециализированных СМИ, почти каждое из них имеет своего военного корреспондента, который прикрепляется к воюющим подразделениям на продолжительное время, ведет репортажи чуть ли не в режиме реального времени и публикует различные эссе и очерки. Таким образом достигается широкое и своевременное освещение происходящего в армии, на войне. Страна знает своих героев, страна работает над имиджем своих вооруженных сил, критикует проблемы и восторгается героизмом, проводит параллели с участниками Второй мировой. В США, в отличие от нашей страны, нет такого отрыва одного воюющего поколения от другого. Есть преемственность. Простейший поиск в интернете американских или английских книг о современных войнах выдает тысячи наименований – от Кореи и Никарагуа до Сомали и нынешнего Ирака. Только Вьетнамская война дала как минимум десятка два произведений, считающихся в США литературной классикой. Сколько классических произведений мы знаем о нашей Афганской или Чеченской войне? В США у ветеранов и, что самое главное, у действующих военнослужащих есть возможность активно публиковаться, а издательства готовы вкладываться в раскрутку и пиар военных произведений. Мало того, понимая важность художественного изображения войны, государство организовывает хорошо оплачиваемые визиты ведущих писателей в зону боевых действий, а также мастер-классы. Мэтры проводят специальные курсы писательского мастерства для рядовых солдат в Афганистане и Ираке. Трудно представить что-то подобное у нас в стране. На моей памяти в Чечню, чтобы написать книгу о той войне, ездил только один современный российский писатель, естественно, за свой счет. Недавно созданная в России Студия военных писателей в Союзе писателей не нашла поддержки у государства и Министерства обороны и почти полностью парализована. Тем не менее, современная военная литература в России есть, но она, в основном, окопалась в интернете на сайтах www.artofwar.ru и www.okopka.ru. Авторы этих сайтов, ветераны различных войн, периодически публикуются небольшими тиражами в военных и военно-детективных сериях крупнейших издательств, но этого явно недостаточно для развития целого направления литературы. Несколько лет я собираю виртуальную коллекцию сканов художественных картин на военную тематику. Сейчас в коллекции есть произведения около ста (!) современных военных художников. И это только те, у кого в интернете есть сканы хорошего качества. Мне знакомы как минимум еще пять десятков художников, просто нет доступа к крупным изображениям. В США существуют даже школы военного искусства, галереи, а художники, как и журналисты, прикрепляются к воюющим подразделениям и проводят многомесячные командировки на текущих войнах, возвращаясь оттуда с коллекцией картин, рисунков, портретов и т. д. Рисование всячески поощряется в вооруженных силах, а работы непрофессионалов, солдат и офицеров с передовой пользуются популярностью в выставочных залах крупнейших центров в США и Великобритании. В России я, занимаясь военной темой более пяти лет, знаю только шестерых художников, пишущих на тему Афганистана и Чечни и хоть как-то известных публике. Это давно уже уволившиеся из рядов вооруженных сил ветераны. Помимо сугубо государственных программ по развитию художественного освещения военной темы, надо сказать, самим обществом в США востребованы работы такого рода, будь то в области журналистики, литературы, кинематографии или изобразительного искусства. Начинания снизу, от энтузиастов поддерживаются частным бизнесом, профессиональным сообществом. Поэтому, несмотря на все позитивные движения Министерства обороны с блоггер-турами, хотелось бы увидеть системный подход, а не только веселые отчеты в ЖЖ о поездках на стрельбы.
Служи, блоггер, или не пиши
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
В чем ошибаются армейские пиарщики
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...