Еще чуть-чуть, и бывшим столичным градоначальником Юрием Лужковым начнут пугать детей: если не будешь слушаться, то за тобой придет мужик в черной кепке – одного дяденьку, который встречался с ним, посадили в тюрьму. По крайней мере для многих взрослых Лужков – это все равно что «красная рука, черная простыня и зеленые пальцы» в одном лице. Школьники, читавшие одноименный детектив Эдуарда Успенского, отлично знают, что те, к кому являлись эти предметы, скоропостижно скончались. И только бесстрашный следователь-практикант Виктор Рахманин проник в суть цветастых явлений и предметов, встретился с ними лицом, если можно так сказать, к лицу и выяснил: на самом деле, гробы на колесиках и их не менее жутковатые приятели вроде бы существуют, только являются во многом плодом воображения и результатом действий человека. Многие из тех, с кем за долгие годы поработал, посотрудничал, столкнулся Юрий Лужков, в последние недели, должно быть, весьма озабочены. Сотрудничество с Еленой Батуриной само по себе уже признается достаточным компроматом, чтобы с помощью ее имени можно было бы смело пытаться опорочить другого гражданина. Буквально вчера в анонимке, разосланной от имени «Роснефти» по центральным СМИ, бывшего руководителя банка ВБРР Дмитрия Титова обвинили в преступных связях с Батуриной, доведших банк до ручки. Вчера же компромат, только теперь уже официальный, предоставила общественности Генпрокуратура. Ведомство Юрия Чайки выяснило, что, оказывается, начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев (вольная авторская трактовка сообщения ведомства) обворовывал свою контору и ежесуточно подвергал опасности жизни миллионов пассажиров. Генпрокуратура – молодец, но почему это выяснилось только теперь? А потому же, почему и президент утрачивал свое доверие к Лужкову не сразу, а постепенно. Теперь доверие утрачивают чиновники и прочие функционеры системы правительства Москвы. А ведь есть еще и бизнес. Несмотря на объявленную стратегию на равноудаление олигархов, московской мэрии это не коснулось. Посмотрите: она – времен Лужкова – типичный олигарх. Была и регулятором, определяющим правила игры, политическим деятелем, имеющим влияние на общее руководство страной, и активным предпринимателем, покупающим активы и инвестирующим в них деньги. И вроде бы ничто не предвещало беды. Но стоило Лужкову покинуть здание на Тверской, 13, как некоторые из этих активов оказались в состоянии, предшествующем неминуемой встрече с гробом на колесиках. По радио уже сказали, что он едет именно к ним и вот уже в подъезд вкатился. Вот, например, к авиакомпании «Москва» (бывший «Атлант-Союз»), безвинно пострадавшей от давней затеи Лужкова и «Ростехнологий» по созданию на обломках альянса AirUnion мощной авиакомпании «Росавиа». Она собиралась ни много ни мало конкурировать с «Аэрофлотом». И пока мэрия и госкорпорация делили шкуру неубитого медведя: рядились, кому в «Росавиа» достанется больше акций и чей вклад весомее, – «Аэрофлот» взял да и переиграл конкурента. Даже не в воздушном бою, как это бывает между авиаторами, а в кабинетном – то есть росчерком путинского пера забрал себе авиационные активы, которые «Ростехнологии» собирались вкладывать в «Росавиа». Проблемы AirUnion по наследству перешли к «Атланту», нынешней «Москве». И теперь авиакомпании, взявшейся когда-то помогать «Ростехам» «разруливать» авиационный коллапс альянса, та же госкорпорация и вчинила иски более чем на 2 млрд рублей. Для небольшой «Москвы» – это очень серьезные деньги. Вопрос: почему теперь, ведь, как следует из бумаг, опубликованных ниже, разборки на государственном уровне по этим долгам были весной? Ответ: пока Лужков был, то бился за авиакомпанию, а теперь, когда ушел, вроде как все можно. В похожей ситуации находится сейчас аэропорт «Внуково», хоть и приобретший с помощью Лужкова опрятный внешний вид и транспортную доступность, но пострадавший благодаря той же затее с «Ростехнологиями». «Внуково» и его совладелец Виталий Ванцев имели неосторожность поручиться по долгам AirUnion перед «Домодедово», и теперь последний тоже требует денег. Что было бы с Чемезовым, если бы лужковские авиаторы в свое время не приняли бы на себя беспокойное хозяйство госкорпорации? Выглядел бы он некрасиво в глазах Владимира Путина, поручившего ему стать объединителем государственных авиационных активов? Возможно. Теперь госкорпорация выглядит некрасиво в глазах лужковских авиаторов. Ну, да и черт с ними – Лужкова-то уже нет. Ванцев рассказывал мне, что дать поручительство просил бывший мэр Москвы. Не письменно, конечно, а устно. Мог ли Ванцев отказать своему бизнес-партнеру? Наверное, не мог. С бизнес-партнерами принято жить мирно, тем более, перспектива получить крупного базового перевозчика аэропорт «Внуково» прельщала. И вроде бы ничего дурного в этом нет. Ну, или пока не найдено. А найти, как известно, можно все и везде. Да еще и анонимку разослать – они теперь вновь в моде. Но до «Внуково» у Собянина пока руки не дошли, в аэропорту пока не знают, как новый столичный мэр к ним относится. Ждут с нетерпением. А в ряду дождавшихся, между тем, – пополнение: на этот раз коррупция выявлена в департаменте здравоохранения города. Собянин отправил в отставку Сергея Полякова, бывшего при Лужкове замом руководители департамента и уже при новом мэре получившего повышение. Якобы департамент занимался (вольная трактовка) махинациями при закупках лекарств для городских больниц. И это явно не последнее такое открытие в бывшей вотчине Лужкова. Какое подразделение окажется самым белым и пушистым в московской мэрии даже уже не столь важно, да и вряд ли такое найдется. Того Лужкова, к которому президент потерял доверие и чья тень теперь разрушительна для многих, создало его же окружение. И ему, как и покойным героям детектива Успенского, теперь обижаться и винить в смерти нужно было бы только себя, да поздно. А ведь можно было вовремя включить разум и действовать с пониманием того, что Лужков-то – не вечен.







Письмо Путину В.В.Письмо Путину В.В.Письмо Кудрину А.Л. |
Письмо Председателю Правительства от А. КудринаПоручение Председателя Правительства |
Справка Соколову М.Ю.