Рухнул один из самых «громких» автомобильных проектов – СП Sollers-Fiat, который обещал производить в России до 500 000 машин в год. Рухнул под тяжестью собственной значимости. Альянс так и не перерос во что-либо материальное: кредит от ВЭБа не был получен, не был построен и завод, который должен был собирать сразу 9 разных моделей Fiat. Теперь он грозится построить такой завод собственными усилиями. Это могло бы означать еще одного сильного игрока на рынке и большее разнообразие итальянских моделей, но скорее всего дальше заявлений дело не дойдет. Источники уверяют, переговоры уже давно зашли в тупик – но стороны до последнего не хотели придавать этот факт огласке. Планы привлечь к партнерству Ford и Toyota вынашивались в Sollers (читай Минпромторге) еще с лета 2010 года. Теперь у Sollers впереди переговоры с Fiat о том, как долго им еще собирать у себя итальянские машины. Речь пойдет о полной остановке совместной работы. Правда, заговорить о разрыве с итальянцами в Sollers не решались до тех пор, пока с «заменой» не возникла определенность. Теперь у руля встанет Ford, который формирует с Sollers другое масштабное СП – Ford Sollers. Оно займется производством и продажей автомобилей Ford в России. Для американцев это единственная возможность, подписав с Минпромторгом новое соглашение о льготах, реально выполнять условия по объемам производства. ГАЗ «забрали» другие, а во Всеволожске физически больше нет места. По сути, для Ford Sollers оказался чуть ли не единственным способом получить право беспошлинного ввоза машинокомплектов для производства.

Для Sollers тоже сплошные плюсы. С точки зрения партнерства, Ford более надежен, чем Fiat, так как востребован рынком. Fiat дважды пробовал самостоятельно запускать в России продажи и оба раза провалился. А Ford до введения высоких импортных пошлин был вторым (и даже первым) иностранным брендом на отечественном рынке. Теперь на рынке появятся разные модели российской сборки: и легковые, и коммерческие. Правда, какие именно автомобили первыми встанут на конвейер, не разглашается, но, глядишь, и до бюджетной модели Ford для России дойдет. Но скорее всего, ставки будут на наиболее востребованные машины. Ведь сборку машин в России начнут до конца этого года. Задача – «снизить нагрузку» на «второй» Focus и подняться на растущем российском рынке.
Впрочем, в секрете держат и объем производства в рамках СП. Зато точно известно, что других новых автосборочных площадок Ford и Sollers строить не будут. А те, что у компаний уже есть, разделят на двоих – это завод Ford во Всеволожске (Ленинградская область) и принадлежащие Sollers площадки в городе Набережные Челны и на территории Особой экономической зоны «Алабуга» (Республика Татарстан). У каждого из партнеров доля в СП будет по 50%. За рамками нового альянса остается только Дальний Восток – он ждет прихода Toyota или Mazda. Смотря кто будет расторопней.
Но почему же не получилось с Fiat? В общем, сказать по правде, было бы удивительней, если бы получилось. Конечно же Fiat – бренд, вызывающий ностальгические чувства и для политического проекта как раз подходящий. Цель Минпромторга – чтобы Россия стала делать машины на экспорт и таким образом вошла в глобальную автоиндустрию – амбициозная, но больше никого, кроме чиновников, не увлекающая. А Fiat-Sollers должен был делать именно машины на экспорт. Теперь, с приходом Ford от нее придется отказаться: американцев интересует внутренний российский рынок.
Кстати, особых причин для строительства российского завода у Fiat не было. Не случайно еще 10 лет назад, когда итальянцы пробовали запустить в стране выпуск своих машин совместно с «АвтоВАЗом», эта инициатива ничем не кончилась. Многие сомневались в судьбе российских Fiat еще тогда, когда Sollers только начинал готовить альянс. Выпускать машины на экспорт в России рискованно и слишком дорого. Для чего это Fiat, когда в Турции у него уже есть прекрасная площадка, которую можно развивать при необходимости? А еще есть площадки на родине, которые попробуй закрыть – мало не покажется.
А итальянцы решили иначе. Сейчас из европейского офиса происходит активная миграция: штаб-квартира Fiat-Chrysler будет в США. Ставка итальянцев – вкладываться в более обеспеченный американский рынок. Понять их можно. Если уж и решаться на рискованные мероприятия, то так, чтобы хоть в случае выигрыша заработать прилично. Не говоря уж о том, что последовательности в действиях американских регуляторов побольше, чем у наших.