А молодежь обнаглела. Особенно театральная. До президента России допустили юного режиссера Василия Бархатова, а он возьми да и выдвини требования. Цель: потеснить театральных мэтров. Получить из бюджета специальные деньги на то, чтобы в каждом театре каждый сезон обязательно ставили молодые режиссеры. А над мэтрами, считает Бархатов, следует установить «жесткий контроль, чтобы они не трогали эту «масечку» от бюджета театров, которая будет зарезервирована на поддержку молодых и талантливых режиссеров». Вот так поздравил старшее поколение c Днем театра Василий Бархатов.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ПЯТИДЕСЯТИ ЛЕТ

Парадоксальность ситуации заключалась уже в том, что режиссер, которому нет тридцати, на встрече с президентом России требует для молодых как можно больше прав. Если бы молодым дорога была не везде, разве дошел бы до президента с таким вот вопросом режиссер Бархатов? Говорить сейчас о конфликте поколений в театре нелепо. Чтобы понять, сколь велико почтение старших к младшим, достаточно посмотреть на репертуар главного театра страны – МХТ Олега Табакова. Кто там главный ньюсмейкер? Кирилл Серебренников. Лидер явно не поколения шестидесятников. А также не семидесятников и не восьмидесятников. И стал Серебренников создателем театральных мегасобытий, когда ему едва стукнуло тридцать (кстати, он тоже был на этой встрече с Дмитрием Медведевым). Сейчас налицо не конфликт, а союз поколений. Причем союз очень рациональный. Лишенный сентиментальности. Коммерческие требования, новые вкусы новой публики не позволяют руководителям театров делать из них эстетические крепости, куда не сможет проникнуть чужак. Руководителям театров не нужна директива сверху, чтобы приглашать молодых режиссеров. Тем более, что в нашем театре понятие «молодой режиссер» имеет множество разночтений. Если выслушать все стороны, то это – человек от 20 до 45 лет.

ФИКТИВНЫЕ БРАКИ

Специфика нынешней ситуации – в фиктивных браках художников разных поколений, разных художественных взглядов. Но бывают и браки по любви. Гораздо реже, но все же бывают. Например, когда Людмила Гурченко играла в пьесе братьев Пресняковых «Паб» – это был случай такого брака. Модные (года три назад модные) драматурги получали в свой проект звезду такого масштаба, а дивиденд Гурченко заключался в иллюзии причастности к современной культуре. Братья оказывались в выигрыше. А Гурченко обнажалась на сцене и произносила совершенно бессмысленный текст, уверяя на пресс-конференции, что «почувствовала в пьесе XXI век». Если сейчас конфликт поколений и есть, то он из разряда вечных. И когда нынешние бунтари сядут в кресла руководителей театров, они тоже будут с презрением глядеть на юных выпендрежников и совершенно искренне считать их творчество морально и эстетически вредоносным. Это нормальное движение театральных поколений: бунтовщики получают награды, премии и кресла, постепенно становятся предметом презрения для нового поколения бунтовщиков, которое вскоре получают награды, премии и кресла…

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЧУДОВИЩА

У нас лишь несколько театров, где единолично правят художественные руководители, не допуская туда чужаков. Например, в московском ТЮЗе редко ставит кто-то, кроме Камы Гинкаса и Генриэтты Яновской. И надо сказать, что такая разборчивость в связях идет их театру на пользу. То же самое можно сказать про театр Льва Додина в Петербурге, да про все авторские театры. Те, которые наследуют идее театра-дома. А домой ведь пустишь не всякого. Тем более, если он одержим желанием переставлять мебель, а то и просто менять обстановку. Другой вопрос, что лозунгами «театра дома» и «великим русским репертуарным театром» прикрываются тираны-деспоты-самодуры, воинствующие бездарности и тому подобные театральные чудовища. Но есть еще столпы, противостоящие всему модному, с презрением относящиеся к злобе дня. Такова, например, Татьяна Васильевна Доронина, руководитель МХАТа имени Горького. Кто из актеров поколений старших и младших может похвастаться, что не принял предложение самого Кирилла Серебренникова? А вот Доронина, по ее словам, лет семь назад, выслушав предложение этого режиссера, ответила, что его эстетика ей чужда. Такие поступки – редчайший случай нашей сегодняшней театральной жизни, где все дружат со всеми и готовы заключить любой союз. Отцы и дети используют друг друга: одни предоставляют сцены, другие приводят публику. И в этом нет совершенно ничего плохого. Безусловно, проблема невостребованности молодых существует. Но нет никаких признаков, что сейчас молодые режиссеры в России как-то особенно угнетены по сравнению с другими временами и странами. Мы очень часто бываем свидетелями, как молодой режиссер получает все: гонорар, площадку, именитых актеров – и после долгих репетиций выпускает весьма скромное произведение. Это, конечно, не значит, что надо как можно меньше экспериментировать и рисковать. Но и негоже кричать «Дмитрий Анатольевич, дайте хоть масечку!», когда от общего театрального пирога молодым достаются совсем не крошки. Хотя, безусловно, оценка масштаба – кусок это или крошка (масечка) – всецело зависит от аппетита. Тaк что член Общественной палаты 27-летний Василий Бархатов просто продемонстрировал президенту Медведеву свойственное молодости желание – как можно больше, как можно чаще ставить спектакли. A таким порывам можно ведь только порадоваться. И дать «масечку».