Советы рекламодателю | Аудит по-русски

СОВЕТЫ РЕКЛАМОДАТЕЛЮ

Владимир Расс, в октябре не без скандала покинувший созданную им десять лет назад группу медийных агентств MindShare Group Russia (холдинг WPP), открыл новый бизнес – компанию Deсision, которая будет оказывать консалтинговые услуги в сфере маркетинга. На ее создание Расса вдохновили особенности ведения рекламного бизнеса в России, которые полгода назад заставили его покинуть MindShare. Тогда в интервью Slon.ru он рассказывал, что принципиально не согласен с той бизнес-моделью, которую выбрал акционер – международный холдинг WPP. Судя по последнему заявлению Расса, она, в частности, заключается в том, чтобы обещать клиенту выполнить поставленные маркетинговые задачи,

даже если разрыв между его бюджетом и существующими расценками на размещение этого заведомо не допустит. Такой стратегии в связи с кризисом стали придерживаться многие крупные рекламные агентства – желая выиграть тендеры, они сознательно демпинговали, предлагая клиентам несуществующие цены на размещение в СМИ, в надежде потом договориться с селлером или, в худшем случае, – пожертвовать комиссией. Но крупнейший продавец телерекламы «Видео Интернешнл» в дальнейшем отказался подтверждать цены, которых не существовало, в результате чего пострадали многие крупные клиенты – Danone, Unilever, МТС. «Мне казались крайне рискованными и безответственными действия руководства как нашей группы, так и некоторых других рекламных групп на рынке. Поэтому родилась идея создать такое агентство, которое помогло бы клиентам избежать этих рисков, и помочь им выработать более правильные и выверенные подходы к маркетинговым коммуникациям», – говорит Расс. Новый бизнес Расса будет состоять из трех агентств. Первое – Deсision – будет проводить консультирование по ценам и сделкам с владельцами и продавцами СМИ, чтобы сделать процесс ценообразования для клиента более прозрачным. Второе – Business Intelligence Group – займется вопросами стратегического планирования маркетинговых коммуникаций. И третье – Joined Up Media, существующее на рынке с 1999 года и с этой недели входящее в группу Decision, – как и прежде, будет предоставлять услуги медиааудита. Кроме того, Расс уверяет, что его компании смогут предложить клиентам уникальную систему онлайн-мониторинга выхода рекламы и собственные методики, позволяющие выявлять эффективность размещения брендов в СМИ. Суммы инвестиций в бизнес Расс не раскрывает, но эксперты предполагают

 
Прямая речь

«Получить годовой доход в $2 — 2,5 млн новой консалтинговой компании реально, но непросто»

Гендиректор Safex Consulting Михаил Сафран
О перспективах консалтингового бизнеса в кризис:
Спрос на консалтинговые услуги есть, но в кризис он существенно меньше, чем был до него — многие клиенты заморозили на это бюджеты и стараются обходится своими силами и видением ситуации. Но логику Владимира Расса понять можно — если рынок начнет восстанавливаться, лучше идти в начале, чем пытаться поймать волну на гребне.
Получить годовой доход в $2 — 2,5 млн реально, но непросто — для этого компании нужно будет заключить около 40 — 50 контрактов с крупными клиентами, готовыми заплатить за услуги в районе $50 000 — 100 000.
Каковы были инвестиции в создание бизнеса — судить сложно, потому что для того, чтобы арендовать офис и нанять людей много денег не нужно — думаю, основная часть затрат тут пришлась на разработку софта и закупку тех инструментов, с помощью которых они собираются оказывать консалтинговые услуги. На это могли уйти сотни тысяч долларов. В целом, предполагаю, затраты должны были быть не больше $2 млн.
 

, что они могли бы составить $1–2 млн, основная часть из которых пришлась на разработку софта. Выйти на операционный ноль и оборот в $2–2,5 млн Расс рассчитывает к весне следующего года.

АУДИТ ПО-РУССКИ

Конкуренты уверяют, что для этого компании придется сильно потрудиться. По словам Михаила Сафрана, в 2009 году покинувшего пост вице-президента по маркетингу «Промсвязьбанка» и открывшего собственную консалтинговую компанию в сфере маркетинга Safex Consulting, спрос на подобные экспертные услуги в кризис упали: многие клиенты стараются обходится своими силами и видением ситуации. «Чтобы получить доход в $2–2,5 млн, компании нужно будет заключить около 40–50 контрактов с крупными клиентами, готовыми заплатить за услуги в районе $50 000 – 100 000. Это возможно, но непросто», – говорит он. Пока первые и единственные клиенты компании – это те тридцать российских и международных клиентов, которые имели контракты с Joined Up Media до появления Decision, но и они пока, признается Расс, не заключили договоры на новые услуги, которые предлагает Decision. Медиадиректор Unilever Илья Микин считает,

 
Прямая речь

«Медиааудита в России пока практически не было»

Медиадиректор Unilever Илья Микин
о медиааудиторском бизнесе в России:
Раньше собственного медиааудита в России практически не было – он существовал наездами: крупные западные аудиторские компании приезжали сюда с презентациями, но их информация для нашего рынка – слишком сухая и мало имела общего с реальностью, потому что формировалась на опыте зарубежных компаний.
Поэтому то, что появляется сильный локальный игрок, полезно для рынка и, думаю, будет им востребовано. Для Joined Up Media, у которой до этого не было нормального офиса в России, это, в свою очередь, хорошая возможность для расширения бизнеса, тем более с таким знающим партнером, как Владимир Расс. Мы уже являемся клиентами Joined Up Media, поэтому приветствуем их расширение на локальном рынке. Осенью по сделкам нас консультировал Acсenture.
 

тем не менее, что эти сервисы будут востребованы, ведь до сих пор собственного медиааудита в России практически не было: аналитика и цифры крупных западных аудиторских компаний, бывающих в стране лишь наездами, базируются на зарубежных методиках, имеющих мало общего с российской действительностью. Участники рынка вспоминают еще одну особенность медиааудиторского бизнеса в России – его ангажированность. Агентства рекомендуют клиенту аудитора, а аудитор в благодарность рекомендует на тендере выбор в пользу этого агентства. «Главное, чтобы Расс, репутация которого не вызывает сомнений, сумел абстрагироваться от своего прошлого – контактов и связей», – отмечает президент группы Twiga Александр Оганджанян.

 
Прямая речь

«Часто бывают ситуации, когда на тендерах медиааудиторы ангажированы каким-то агентством»

Президент группы Twiga Александр Оганджанян
об особенностях медиааудиторского бизнеса в России:
Появление такого бизнеса я оцениваю положительно, но только при условии, что он будет корректным. Сейчас часто бывают ситуации, когда на тендерах медиааудиторы ангажированы каким-то агентством. Знаете, как у нас в России все бывает? Агентство советует клиенту медиааудитора, медиааудитор – это агентство. Мы поняли, как эта схема работает, когда одно и то же агентство с одинаково нелепыми формулировкам выиграло у нас два тендера подряд очевидно в тесном сотрудничестве с бравыми хлопцами-аудиторами. Поэтому клиентам при выборе партнера надо быть осторожным.
Но у Владимира Расса серьезная репутация на рынке, он грамотный специалист, уважаемый человек, поэтому, я надеюсь, с ним таких историй не будет. Главное, чтобы он, в хорошем смысле слова, сумел абстрагироваться от своего прошлого, контактов, связей и так далее. В целом, расширение такого бизнеса на нашем рынке отчасти может говорить о том, что он становится более цивилизованным.