В конце января в рамках проекта «Обмен данными» кафе-клуба Zavtra прошла лекция «Социальное предпринимательство: как разбогатеть на добрых делах». Руководитель блока программ по развитию социального бизнеса Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher Иван Бирюков рассказал, почему к помощи людям нужно относиться как к бизнес-проекту, чем социальный бизнес лучше обычного и как можно заработать, помогая другим. Slon приводит сокращенную версию лекции.
В социальной сфере основные действующие лица – это государство, частный бизнес (корпоративная социальная ответственность) и некоммерческие организации, а деньги на благотворительность берутся в основном либо от государства, либо из прибыли компаний. Но как только случается финансовый или любой другой экономический кризис, бизнес в первую очередь сокращает бюджет на пиар и социальную деятельность, потому что это не приносит прямой прибыли. Такие кризисы мы наблюдаем постоянно, причем не только в частном, но и в государственном секторе – Кипр, Греция, Португалия. Да и в России не все так здорово с бюджетом. И государство эти проблемы тоже решает за счет недофинансирования некоммерческих организаций.
Детям-сиротам или инвалидам и в кризис нужны медикаменты и поддержка, а некоммерческая деятельность напрямую зависит от «доноров», у НКО нет других ресурсов. Встает вопрос – как выходить из непростой ситуации.
Отнеситесь к этому как к бизнесу
Обозреватель New York Times в статье «Как спасти мир?» предложила такой вариант ответа: «Отнеситесь к этому как к бизнесу». Кажущийся парадокс: вроде спасать мир – это благотворительность, деятельность социально ориентированная, некоммерческая, она не может иметь отношения к бизнесу, заработавшему в современном русском языке негативным коннотации. Но социальное предпринимательство, получившее развитие в последнее время, это реальный способ помочь людям. Социальный бизнес, или социальное предпринимательство, находится на стыке секторов – коммерческого (классический бизнес) и некоммерческого.
Социальное предпринимательство берет от некоммерческой организации цели – решение или смягчение социальных проблем, а достигает их, используя экономически эффективные методы. |
Если эффективность классического бизнеса определяется размером прибыли, то мерилом эффективности НКО выступает иной показатель: то, решена ли и качественно ли решена социальная проблема. Эффективность социального бизнеса измеряется и тем, и другим, перед ним стоят две задачи. В отличие от некоммерческих организаций, единица социального предпринимательства – постоянно действующая организация, достаточно независимая и устойчивая экономически. Рубль в благотворительности сродни камикадзе: видит проблему, бросается в нее, затыкает, но и сам погибает. Рубль в социальном бизнесе имеет бесконечное количество жизней, так как инвестируется.
Из иждивенцев в предприниматели
Вячеслав так и определил цель: сделать из иждивенца предпринимателя. |
Мы все очень жалеем детей, оказавшихся в колониях, детских домах, и их, конечно, нужно жалеть. Но эти уже не маленькие, 14–16 лет, дети растут с ощущением, что им все должны: государство, другие люди, потому что у них было и есть нечто лучшее, потому что им больше повезло. При этом они совершенно не адаптированы к жизни. Когда им дают квартиры, часто происходит так: дети заселяются все в одну, а остальные сдают. Они не знают, как готовить, убирать, понятия не имеют о том, откуда берутся продукты!
И Слава Горелов решает проблему адаптации, чего, к сожалению, не делает государство. Причем не только у нас. В Великобритании, Франции, Америке ситуация еще хуже: там уже существуют потомственные безработные, когда и дед, и отец, и сын никогда не работали.
Мы создаем детям условия вакуума: им готовят, за ними убирают. И ситуация очень сложная: и не помогать нельзя, но так, как мы помогаем, – тоже плохо. |
Дай человеку рыбу – и он будет сыт весь день, дай человеку удочку – и он будет сыт всю жизнь. Цель социального предпринимательства и, в частности, проекта Славы Горелова – как раз дать ту самую удочку. Нужно понимать, что это не эксплуатация детского труда с целью заработать на нем: практически весь доход от «Школы фермеров» идет на развитие и расширение проекта, а девятерых из своих подопечных Слава усыновил.
У социального бизнеса есть преимущества. Даже в России
Но приносить доход такие предприятия могут, причем гораздо больше и быстрее, чем классический бизнес. Этому способствует несколько факторов. В России существует поддержка малого бизнеса. Как человек, следящий за такими программами, могу сказать, что работает она не на словах. Например, существует субсидия на начало предпринимательской деятельности – 300–350 тысяч рублей. И это субсидия – деньги, которые не требуется возвращать, а не кредит или заем. Субсидия на создание социального бизнеса – 600 тысяч.
При этом социальное предпринимательство гораздо лучше защищено. С проектом «Школа фермеров» был такой случай: им обещали выделить государственную субсидию, и Слава под это закупил на свои деньги дополнительные земли, начал возводить новые сооружения. А субсидию отдали классическому бизнесу, притянув за уши довод: тот проект сильнее социально ориентирован, потому что у него на 2 рабочих места больше. К сожалению, достаточно распространенная в России ситуация, когда мелкого предпринимателя убрали от социальной субсидии. Предприниматель в таком случае в 99% случаев ничего не может сделать.
Но за счет того, что Слава – социальный предприниматель, к нему повышенное общественное внимание. Одно дело – «я зарабатываю деньги, мне не дали субсидию», и совсем другое – «я помогаю детям, и мне не дали субсидию»! В итоге деньги «Школа фермеров» получила, а из-за мелкого предпринимателя сняли министра.
К тому же социальный бизнес поддерживается и классическим бизнесом. Корпорациям выгодно сотрудничать с социальным предпринимателем: без каких-либо дополнительных затрат компании не только получают товары или услуги, но и плюс в графу корпоративной социальной ответственности. У меня есть пример: одна из крупнейших фармакологических компаний сотрудничает с социальным бизнесом, где работают курьеры – инвалиды по слуху. Доставка корреспонденции и товаров по качеству такая же: курьер так же видит, куда идет, так же доставляет товар, накладную и прочее. Однако это хорошая тема для пиара, маркетинга, что явный плюс для бизнеса.
Люди хотели бы делать добро
И если на пороках бизнес умеет зарабатывать уже очень давно, то извлечению прибыли из желания делать добро он только учится. |
Представьте, что вы приходите в магазин и видите два пакета молока, обычный «Домик в мегаполисе» и еще один – с социальной маркировкой «Каждый рубль пойдет на помощь детям». Какое молоко вы выберете? Исследования показали, что подавляющее большинство людей при прочих равных отдадут предпочтение продукту с маркировкой. При этом около 20% сказали, что даже если качество будет немного ниже, они все равно купят такой продукт во второй раз. А четверть респондентов оказалась готова даже переплачивать до 15% за продукт, если он имеет социальную надбавку.
Но нужно понимать, что социально ответственный бизнес – это не социальное предпринимательство. Во втором деньги, вложенные в предприятие, возвращаются, но весь доход идет на развитие предпринимательства, а не в карман инвестору. При этом на добрых делах действительно можно заработать.
Первым глобальным социальным бизнесом был совместный проект Мухаммада Юнуса и компании Danone. В Бангладеш очень много проблем, и одной из них было плохое питание детей, мешавшее им нормально развиваться. Danone и Юнус хотели организовать в Бангладеш производство йогуртов, которые содержали бы столько микроэлементов, что дети, съедая по 2 штуки в неделю, получали бы необходимое количество питательных веществ. Но цена на йогурты выходила слишком высокой. Стандартный способ уменьшения цены – сократить размер порции – не работал: в таком случае дети не получали нужное количество полезных веществ.
Проект уже хотели закрывать, но именно на этом предприятии – из-за того, что стандартный способ не работал, были придуманы технологические инновации, удешевившие затем производство не только в Бангладеш, но и на всех других заводах Danone. В итоге это сэкономило компании гораздо больше, чем было вложено.
Проекты социального бизнеса также помогают взращивать лояльную аудиторию. Когда рынок в том же Бангладеш сформируется, первые йогурты, которые будут покупать люди, будут именно Danone.
Вопрос из зала
Но это же дополнительные трудности – делать бизнес с неспециалистами и даже неуправляемыми (как те дети), идти на какие-то сложности. Обычные компании набирают лучших и ищут лучшие условия, а социальный бизнес, выходит, отдает предпочтение худшим. Зачем такие сложности и проблемы с ненадежными людьми?
Иван Бирюков
Вообще самый простой путь, о чем мы уже говорили, быть иждивенцем – тогда в принципе ничего не нужно делать. Но у социальных предпринимателей, таких как Слава Горелов, нет задачи создать самую крутую, прибыльную корпорацию. У них задача – помогать конкретным людям, тем же детям-сиротам и инвалидам. Это просто немного разные категории.