Сегодня мы публикуем сокращенную версию лекции Шломо Вебера, профессора Южного методического университета в Далласе (США), научного руководителя Лаборатории изучения социальных отношений и многообразия общества Российской экономической школы, «Социальное многообразие России: шанс или вызов?». Она была прочитала в рамках цикла «Homo Socialis – кто он?», организованного Фондом Егора Гайдара и РЭШ. Разнообразие – хорошо это или плохо? Почему снижение уровня разнообразия может быть полезным для страны?
Если бы я спросил, что такое разнообразие, хорошо это или плохо, неизвестно, что бы вы сказали. В экономике всегда и на все один ответ – и да, и нет: с одной стороны, хорошо, с другой – не очень. Есть, конечно, примеры, когда разнообразие – это прекрасно: когда люди с разным опытом, образованием, идеями работают в коллективе. Тогда видение, понимание приходит из разных уголков света, различные подходы могут действительно помочь делу, слиться во что-то полезное.
Стандартный пример – Кремниевая долина 1980–1990-х годов, когда туда ехали люди из далеких друг от друга стран – Индии, Китая, России (сначала Советского Союза, потом России), Израиля, государств Европы, и сочетание удивительных талантов привело к выдающимся результатам. Один из показателей: в какой-то момент 40% бизнеса в Кремниевой долине владели иностранные граждане, те, кто родился вне пределов США. Люди приезжали, работали, находили применение своим способностям. Есть еще пара примеров того, что разнообразие – этническое, лингвистическое, культурное – является важным для развития. Было проведено исследование в пятидесяти американских городах, их рассматривали с точки зрения культурного многообразия. Города с высоким уровнем такового показывают и высокий уровень экономического развития, а также технического прогресса. Понятно, первым в списке был Сан-Франциско, а потом уже другие, и Баффало – на последнем месте. Есть и другие исследования городов США и Европы, демонстрирующие, что заработки там, где велико разнообразие, как правило, выше. Идея такова: когда разные таланты удачно сосуществуют, иногда из этого выходит нечто хорошее. Не всегда, как мы увидим.
Считается, что отсутствие прогресса в Африке после деколонизации в большой степени объясняется политическим, лингвистическим и этническим разнообразием во многих странах. |
Кстати, и в России 106 языков, как мы недавно подсчитали, но практически в любой стране Африки их больше. После деколонизации власть переходила от одной политической и этнической группировки к другой, и в результате – отсутствие политической стабильности и стабильного экономического прогресса. Континент развалился довольно быстро. Не то чтобы они были на высоком уровне развития до этого, но стало хуже. Помните президента Ганы – Кваме Нкрума? Что произошло после деколонизации Африки? Страна тогда производила 90% какао в мире. Пришло к власти правительство Нкрума, а он сам был из той части страны, в которой как раз какао не производилось. Что они сразу же сделали? Обложили производителей какао огромными налогами, и производство стало падать. Оно падало, падало, потом власть поменялась, пришла группировка, которая происходила из региона, производящего какао, они все налоги отменили. Но потом власть снова сменилась, и за 20 лет они с 90% дошли практически до нуля, то есть страна потеряла свою роль в производстве какао. Вот такого рода политические и этнические дрязги для Африки очень типичны: и Гана, и Нигерия, и Того, много разных стран, где похожее происходило.
А потом ЕС начал расширяться, присоединились восточноевропейские страны, и степень разнообразия повысилась до такого уровня, что даже существование Европейского союза как единицы сейчас под угрозой – в той степени, в которой ЕС действительно хочет продолжать быть лидирующей силой в мировом сообществе. |
Итак, иногда разнообразие – это плохо, иногда – хорошо. Но если мы хотим это хорошее и плохое соединить, то можно говорить о разнообразии как о перце, сахаре или соли, которые мы добавляем в еду или в чай. Вы пьете чай, не знаю, сколько каждый из вас кладет сахара (кстати, если исследования, что в России кладут сахара больше, чем в других странах, уже не четыре ложки, наверное, уменьшилось до трех). Когда совсем сахара нет, то как-то несладко, а когда четыре ложки – приторно.
Почему разнообразие важно? Будь мы одинаковыми, как один решил, так все остальные и подумают, все было бы просто. В реальности есть очень важный момент, который пока еще недооценивается: когда происходят большие экономические изменения – финансовый кризис, наводнения, ураганы, – разные люди, регионы, группы страдают по-разному. Понимание того, что боль или счастье не распределяются равномерно, имеет большое значение. Если мы говорим о том, что какая-то страна растет очень быстро (скажем, Китай на протяжении какого-то периода до последних лет), всегда есть сектора, группы, регионы в стране, на которых общий рост сказывается негативно. Даже когда Америка росла очень быстро, были в стране регионы, страдавшие от темпов, особенно в процессе глобализации. Например, зона в центральной части США. И это имело серьезные политические последствия. Когда производство стало исчезать, всем в Калифорнии и Нью-Йорке было хорошо, а в центре людям приходилось несладко. То же самое и с Россией: даже когда рост был серьезным, он шел неравномерно.
Теперь о самом разнообразии. Я написал короткий список различных форм разнообразия, которые существуют и изучаются. Одна из них – религиозное разнообразие. Религия – вещь существенная, не знаю, какой аспект так же важен, но, кажется, это историческое разнообразие, развитие регионов в исторической ретроспективе. Экономическое разнообразие – понятно, что регионы по-разному участвуют в экономическом прогрессе. Безусловно, идеология – тут особенно спорить не надо, идеология может различаться, историческое прошлое может по-разному отразиться на ней, и это является важным элементом развития. География – понятно, Россия – страна, где географическое разнообразие является очень существенным фактором. Языки – я лично занимался больше всего этим видом разнообразия. Понятно, что люди говорят на разных языках, и это имеет существенное влияние на экономическое, социальное и политическое развитие. Но лингвистическое разнообразие изучается довольно давно, а вот, скажем, генетическое – с недавних пор: в последнее десятилетие разница в наших генах, распределение генов по населению страны считается очень значимым. Такой длинный список факторов дает мне возможность сделать заявление: это междисциплинарные исследования. Тут есть и экономика, и социология, и антропология, и политология, и генетика, конечно, и физика, которую я не упомянул, потому что социальные взаимоотношения похожи в некотором роде на физические процессы.
Для нас основные два момента – это лингвистика и генетика. Если бы я выступал в Соединенных Штатах, то, наверное, убрал бы слово «генетика» и не стал бы о ней говорить, потому что с политической точки зрения это тяжелый момент. Считается, что когда мы начинаем говорить о генетическом разнообразии, сразу же возникает призрак расизма, и это, конечно, тема, которую не везде можно затрагивать. Тем не менее, я думаю, даже этот список неполон. Я сам, наверное, мог бы добавить еще что-то.
Есть удивительная цитата Фомы Аквинского: один ангел важнее, чем камень, но это не означает, что два ангела важнее, чем ангел и камень. Уже тогда он определил значимость разнообразия. |
Возьмем ту же Папуа – Новую Гвинею, где говорят на 857 языках. Очень просто – насчитали 857, убедились, что на всех них говорят. Когда встречаешь такую цифру, становится не по себе: разве такое бывает? Да, бывает, действительно – на всех этих языках говорят. Но это все хорошо, пока мы измеряем число различных типов цветов или животных. Однако вот мы начинаем заниматься социальными науками, и тут важным вопросом становится, сколько человек говорят на языке, потому что распределение населения весьма существенно для понимания экономического процесса. Если все говорят на одном языке, а три человека – на остальных 856, то это одна ситуация, а если вы разделите население на 857 равных групп, то совсем другая. Тогда и оценка экономического и политического процессов будет иной. Нам важнее распределение характеристик, нежели просто количество языков.
Разнообразие измеряется таким образом. Мы разбиваем страну на группы и говорим: какова вероятность того, что, если вы случайно выберете двух граждан, они будут принадлежать к разным группам? Если бы все принадлежали к одной группе, как, скажем, в Северной Корее (может, потому, что я там не был, мне кажется, что это самая гомогенная страна), тогда вероятность того, что два человека будут из разных групп, равна нулю, разнообразия там не будет. А в той же Новой Гвинее бог знает сколько этого разнообразия было бы.
Тут возникает проблема такого рода: являются ли сербский и хорватский разными языками? Я даже не хочу вдаваться в эту дискуссию, потому что вопрос сложный, в Сербии один ответ, а в Хорватии другой. Являются ли итальянский и венецианский одним и тем же языком? Я хочу сказать, что в случае языков, которые очень близки друг к другу, разбиение на группы становится делом тонким. Как мы выходим из положения? Если нам трудно каждый раз собирать комиссию и решать вопрос, является ли венецианский язык отличным от итальянского, мы вводим понятие расстояния между языками, расстояния между характеристиками. Тогда мы говорим, что если расстояние между венецианским и итальянским (сербским и хорватским) очень маленькое – какие-нибудь 0,05, – и становится легче подсчитывать.
А как мы подсчитываем расстояние? Есть разные методы: можно создавать древо языков и смотреть, если два языка действительно очень отдалены друг от друга, то расстояние большое, если они находятся на одной веточке, то маленькое. Это
мы взяли из лингвистики. Можно делать по-другому, взять несколько слов и изучить, есть ли там общие корни. Надо сделать 200 маленьких исследований по каждому из выбранных 200 слов. Расстояние подсчитывается так: те слова, для которых нет общего корня, делим на общее число слов, получаем цифру – это и будет расстояние. Занятие это, конечно, довольно-таки трудоемкое.
Перейдем к России. Мы сейчас выпустили книгу «Oxford Handbook of Russian Economy» («Оксфордский справочник российской экономики»), где описываются разные сектора российской экономики. Данных мы собрали много. С нашей точки зрения, в России уровень экономического неравенства довольно-таки высок, в 2011 году он достиг 0,42 – больше, чем практически в любой стране в Европе, больше, чем в Белоруссии и Замбии. Но и в аспекте безработицы и доходов разнообразие тоже велико. Не так сложно догадаться, какие два региона здесь лидируют.
Общие моменты таковы: этническое разнообразие – довольно серьезный фактор для развития страны. Лингвистическое разнообразие. Тут тоже понятно, какие регионы находятся на левой стороне: Ингушетия на самом первом месте. У нас была градация от 5 до 1, большинство регионов расположились справа, где 1, но многие оказались слева, где высок уровень культурного отличия от среднего гражданина в России и по языкам, и по культуре – у нас есть разные матрицы.
Вот такая цифра, не знаю, удивит ли она вас: в России живет больше 11 миллионов иностранных граждан. Больше 5 миллионов из Центральной Азии и более 2 миллионов с Кавказа. |
Миграция – явление довольно сложное, Россия не единственная страна, которая с этой проблемой сталкивается. В Штатах тоже огромное количество мигрантов: за последние 10 лет Америка приняла около 14 миллионов человек только легальных переселенцев, это не говоря о нелегалах, пересекающих границу с Мексикой. Вопрос общий, но что отличает Россию, так это тесная связь между вопросами разнообразия и миграционной политикой.
Тут два момента. Первый – технический: в России до сих пор не существует никакой правительственной организации, которая бы ведала охраной прав мигрантов. В США и в Европе они есть. В России даже наем мигрантов никак не узаконен, нет компаний, занимающихся этим легально. Это формальный технический момент.
Назад всех отослать нельзя, значит, надо не воевать, а принимать. Воспитание нового поколения, включение детей мигрантов в культурную среду России, с моей точки зрения, является единственным ответом на этот вопрос. |
Сейчас есть много школ, особенно по Москве, где многие первоклассники не говорят на русском языке. Образование и понимание, каким образом включить людей в созидательный процесс – и родителей, и детей, – является очень существенным, это может снизить уровень разнообразия в стране. Помните, я упоминал, что есть оптимальная степень разнообразия, помогающая обществу сохранить себя и продолжать развиваться? Но разнообразие – величина динамическая, оно меняется от поколения к поколению. Частично в наших руках сдвинуть эти границы и дать возможность огромному числу людей, приехавших из других стран, включиться в этот процесс.
Мне хочется закончить свое выступление тем, что развитие образования и снижение уровня разнообразия являются одним из возможных путей, по которым страна должна развиваться.
Разнообразие – вещь сложная, непонятная, хотя сначала выглядит простой. Но его изучение, особенно в среде, которая так быстро меняется, неизбежно. И тут помощь нужна со всех сторон, из различных дисциплин. Вопрос новый, интересный, важный, я думаю, что без его решения нам трудно будет двигаться вперед.
Видеозапись лекции полностью