Итоговый вариант «Стратегии 2020» в целом принят руководством страны, считает первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон. Такой вывод он сделал, в том числе, прочитав предвыборные статьи Владимира Путина. Одна проблема: в бюджете Путина на «Стратегию-2020» нет денег. Все, работа немалого числа экспертов отправляется в корзину?

Они пока не унывают и предлагают осуществить бюджетный маневр. Макроэкономическая устойчивость при этом не должна нарушиться: для поддержания бюджетной сбалансированности хватит накопленных Россией 1,8 трлн рублей в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. «Повышение [расходов] неизбежно, но вопрос в том, при каких условиях оно окажется эффективным, – рассуждает Лев Якобсон. – А эффективным оно будет при оптимизации с реальными реформами и оптимизации численности тех, кого мы собираемся лучше оплачивать». На первом этапе средства можно высвободить за счет оптимизации работы и повышения эффективности в самих отраслях, требующих увеличения бюджетного финансирования. Затем придется менять структуру бюджетных расходов. Как именно? Рассказывает директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова:

Сократить расходы на оборону и национальную безопасность. Число сотрудников правоохранительных органов в расчете на 100 000 человек в разы превышает показатели США и Великобритании. До 20% служащих может быть сокращено безболезненно. К тому же за счет этих статей финансируется большое число людей, которые не имеют отношения к обороне и национальной безопасности – наркоконтроль, миграционная служба. Ряд таких служащих можно перевести на гражданскую службу. Переход армии на контрактную основу с одновременным сокращением ее численности. Обороноспособность должна увеличиться за счет более современной структуры. Большие резервы содержатся в программе закупки вооружения, которая должна быть реализована до 2020 года. Состояние оборонной промышленности России не позволит в столь сжатые сроки провести перевооружение армии. Это не значит, что оно не нужно. Но более эффективно увеличить сроки реализации, чтобы успеть подготовить промышленность. Система госзакупок. На госконтракты приходится до 5% ВВП, при том, что сама система не способна противостоять коррупции. В этой сфере необходимы изменения, которые могут привести к сокращениям расходов на 1520%. Расходы на поддержку экономики и отечественного производителя, которые осуществляются в виде субсидий, зачастую не связанных с эффективностью предприятий. В стратегической перспективе государству стоит сократить свое присутствие в рыночном секторе экономики и прекращать субсидирование уже в обозримом будущем. Дополнительные доходы для финансирования бюджетного дефицита может обеспечить приватизация. «Что касается вопроса, откуда взять деньги на преобразования, ответ – более жесткая политика по приватизации. Пока «Газпром» или «Роснефть» еще чего-то стоят, их надо продавать», – прокомментировал заведующий лабораторией Института экономической политики Владимир Назаров.

А в подтверждение слов о том, что запланированное в «Стратегии 2020» изменение структуры бюджетных расходов будет поддержано населением, «Левада-центр» провел социологический опрос. Людям предлагалось выбрать, на какие нужды они бы потратили дополнительные 10 000 рублей из уплачиваемых ими налогов. Специально для Slon Центр развития НИУ ВШЭ сравнил пожелания населения с реальной структурой бюджетных расходов в 2010 году. И вот что получилось.

Как должны измениться бюджетные расходы, по мнению населения

Направление расходов Распределение бюджета в 10 000 руб. Расходы по опросу граждан в % ВВП Фактические расходы в % ВВП Разница
Образование 2 352 9,22 4,2 5,02
Система здравоохранения 1 815 7,11 3,4 3,71
Спорт и физическое воспитание 447 1,75 0,5 1,25
Научные исследования 474 1,86 1,16 0,7
Развитие и поддержка культуры 311 1,22 0,6 0,62
ЖКХ 563 2,21 2,4 -0,19
Оборона страны 597 2,34 2,8 -0,46
Транспортная инфраструктура 309 1,21 2,2 -0,99
Правоохранительная деятельность 259 1,02 3 -1,98
Поддержка отечественного производителя 324 1,27 5,2 -3,93
Пенсии, пособия по инвалидности и соцобеспечение1 5396,0313,7-7,67
Создание парков и зон отдыха 451 1,77 н.д. н.д.
Некоммерческий сектор (включая религию) 256 1 н.д. н.д.
Государственный аппарат 97 0,38 н.д. н.д.
Другое 206 0,81 н.д. н.д.
Всего 10 000 39,2

Источник: «Левада-центр», расчеты ГУ-ВШЭ и Slon