Итоговый вариант «Стратегии 2020» в целом принят руководством страны, считает первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон. Такой вывод он сделал, в том числе, прочитав предвыборные статьи Владимира Путина. Одна проблема: в бюджете Путина на «Стратегию-2020» нет денег. Все, работа немалого числа экспертов отправляется в корзину?
Они пока не унывают и предлагают осуществить бюджетный маневр. Макроэкономическая устойчивость при этом не должна нарушиться: для поддержания бюджетной сбалансированности хватит накопленных Россией 1,8 трлн рублей в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. «Повышение [расходов] неизбежно, но вопрос в том, при каких условиях оно окажется эффективным, – рассуждает Лев Якобсон. – А эффективным оно будет при оптимизации с реальными реформами и оптимизации численности тех, кого мы собираемся лучше оплачивать». На первом этапе средства можно высвободить за счет оптимизации работы и повышения эффективности в самих отраслях, требующих увеличения бюджетного финансирования. Затем придется менять структуру бюджетных расходов. Как именно? Рассказывает директор Центра развития НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова:
Сократить расходы на оборону и национальную безопасность. Число сотрудников правоохранительных органов в расчете на 100 000 человек в разы превышает показатели США и Великобритании. До 20% служащих может быть сокращено безболезненно. К тому же за счет этих статей финансируется большое число людей, которые не имеют отношения к обороне и национальной безопасности – наркоконтроль, миграционная служба. Ряд таких служащих можно перевести на гражданскую службу. Переход армии на контрактную основу с одновременным сокращением ее численности. Обороноспособность должна увеличиться за счет более современной структуры. Большие резервы содержатся в программе закупки вооружения, которая должна быть реализована до 2020 года. Состояние оборонной промышленности России не позволит в столь сжатые сроки провести перевооружение армии. Это не значит, что оно не нужно. Но более эффективно увеличить сроки реализации, чтобы успеть подготовить промышленность. Система госзакупок. На госконтракты приходится до 5% ВВП, при том, что сама система не способна противостоять коррупции. В этой сфере необходимы изменения, которые могут привести к сокращениям расходов на
А в подтверждение слов о том, что запланированное в «Стратегии 2020» изменение структуры бюджетных расходов будет поддержано населением, «Левада-центр» провел социологический опрос. Людям предлагалось выбрать, на какие нужды они бы потратили дополнительные 10 000 рублей из уплачиваемых ими налогов. Специально для Slon Центр развития НИУ ВШЭ сравнил пожелания населения с реальной структурой бюджетных расходов в 2010 году. И вот что получилось.
Как должны измениться бюджетные расходы, по мнению населения
Направление расходов | Распределение бюджета в 10 000 руб. | Расходы по опросу граждан в % ВВП | Фактические расходы в % ВВП | Разница |
---|---|---|---|---|
Образование | 2 352 | 9,22 | 4,2 | 5,02 |
Система здравоохранения | 1 815 | 7,11 | 3,4 | 3,71 |
Спорт и физическое воспитание | 447 | 1,75 | 0,5 | 1,25 |
Научные исследования | 474 | 1,86 | 1,16 | 0,7 |
Развитие и поддержка культуры | 311 | 1,22 | 0,6 | 0,62 |
ЖКХ | 563 | 2,21 | 2,4 | -0,19 |
Оборона страны | 597 | 2,34 | 2,8 | -0,46 |
Транспортная инфраструктура | 309 | 1,21 | 2,2 | -0,99 |
Правоохранительная деятельность | 259 | 1,02 | 3 | -1,98 |
Поддержка отечественного производителя | 324 | 1,27 | 5,2 | -3,93 |
Пенсии, пособия по инвалидности и соцобеспечение | 1 539 | 6,03 | 13,7 | -7,67 |
Создание парков и зон отдыха | 451 | 1,77 | н.д. | н.д. |
Некоммерческий сектор (включая религию) | 256 | 1 | н.д. | н.д. |
Государственный аппарат | 97 | 0,38 | н.д. | н.д. |
Другое | 206 | 0,81 | н.д. | н.д. |
Всего | 10 000 | 39,2 |
Источник: «Левада-центр», расчеты ГУ-ВШЭ и Slon