Cпекуляции о будущем мобильной платформы Android – любимое занятие участников рынка, аналитиков и журналистов. В свое время в этой дискуссии поучаствовал и Slon (cм. Почему я ставлю $500 на смерть Android? 7 причин, по которым мобильная ОС от Google умрет в течение 2 лет). Сейчас мы наблюдаем новую волну негативных предсказаний. Действительно, если 2011 год можно назвать для Android триумфальным, то 2012 выглядит куда скромнее. Скромнее настолько, что некоторые аналитики снова начинают бить тревогу, предрекая чуть ли не закат операционной системы от Google. BusinessInsider даже составил целый список проблем Android, которые – внезапно! – навалились на мобильную платформу.
Рост доли рынка приостановился, на некоторых плацдармах (например – в США) основной конкурент – iOS – даже чуть-чуть отыгрывает. Более того, существуют метрики, по которым iOS просто глобально доминирует. Например, компания Chitika опубликовала исследование, показывающее, что пользователи iOS потребляют в разы больше интернет-трафика, чем пользователи Android.
Из очевидных неудач Android – провал в корпоративном сегменте, особенно по сравнению с успехами iOS на этом направлении. Вот здесь AppleInsider подробно рассказывает, как устройства на Android упустили шанс потеснить Apple на корпоративном рынке. Не помог даже благоприятный для Google тренд – политика BYOD («bring your own device» – «принеси свой девайс»), целью которой является «ориентация на потребителей» со стороны корпоративных IT-отделов и использование сотрудниками самостоятельно выбранных устройств, а не навязанных компанией.
А еще мы наблюдаем полный слив сегмента планшетных компьютеров: если iPad уже вовсю используется как профессиональный инструмент в ряде отраслей (например, в медицине), то планшеты на Android серьезной поддержки так и не получили, оставшись скорее игрушкой для энтузиастов, чем массовым товаром. И не ясно, сможет ли это положение поменяться, с учетом выпуска нового iPad и выхода конкурирующей продукции от Microsoft в конце года.
Налицо некоторая стагнация. Google, конечно, пытается что-то сделать, как-то улучшить положение на рынке. Например, выпуском очередной версии OC (4.0, также известная как Ice Cream Sandwich), которая до какой-то степени должна решить проблему фрагментации. Или же запуском объединенной платформы Play, которая должна упростить работу с контентом. Однако экосистема Android слишком анархична, а нововведения недостаточно радикальны, чтобы что-то тут изменить. Ту же Ice Cream Sandwich производители телефонов успешно проигнорировали – слишком много приходится переделывать, чобы ее внедрить, а потому можно с этим не спешить – ведь аппараты нормально продаются и на старой ОС.
Кажется, картина складывается не очень приятная. Однако всё ли так плохо? Вовсе нет. Во-первых, в континентальной Европе, например, сейчас позиции Android заметно сильнее, чем у iOS. Это отчасти связано с ценовой политикой Apple, отчасти, возможно, с идеологическими взглядами европейских потребителей, для которых закрытая модель Apple кажется слишком деспотичной. Во-вторых, некоторые рыночные ниши Android захватила очень прочно и вряд ли из них уйдет в ближайшее время. Это, во-первых, суперфоны для техноэнтузиастов – с непропорционально мощными аппаратными ресурсами и сделанные по последнему слову техники: вроде Motorola Razr HD или четырехъядерного гиганта Samsung Galaxy S III. Во-вторых, средней цены массовые аппараты для невзыскательных пользователей.
Такая ситуация, плюс наличие серьезной поддержки со стороны разработчиков программного обеспечения, позволит Android удерживать свои позиции долго, несмотря на любые проблемы, которые есть у этой ОС. Можно сказать, что на сегодняшний день рынок более или менее разделен между двумя основными конкурентами: iOS и Android – и относительно стабилен. Ветераны с рынка постепенно уходят и уже не могут ни на что повлиять, новые еще не развернулись как следует.
Но даже если у Nokia и Microsoft все получится, и Windows Phone получит заметную долю рынка еще в этом году, соотношение сил между упомянутыми ОС вряд ли сильно изменится. Незаметно эти продукты перешли из разряда юных в разряд вполне зрелых, со своим устойчивым рыночным сегментом и аудиторией, занимают эти ниши стабильно и выпрыгнуть им оттуда будет довольно сложно.