Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Климентьев
В последнее время мы столько слышим о разного рода инициативах власти и новых, все более удивительных законах, что создается впечатление, будто законодательная и исполнительная власти развили небывалую активность и штампуют законы один за другим. Действительно, громких законов приняли много. И действительно, комитеты новоизбранной Госдумы работали, не покладая рук. Внесено на рассмотрение Думы за январь–июль 632 законопроекта – это лишь немногим меньше, чем в 2011 и 2010 годах.
Но удивительное дело, вышли из стен Думы одобренными лишь 154 закона – чуть ли не в 2 раза меньше, чем в прошлом году. А если посмотреть на те законопроекты, что были подписаны президентом и стали законами, то окажется, что их лишь 120 – в 2,2 раза меньше, чем за тот же период прошлого года. Да и те часто носят политический характер и во многом спровоцированы протестами последнего времени, а если касаются экономики, то тоже стремятся «не пущать».
Такой провал можно было бы списать на междувластие – когда уходящий президент уже пакует чемоданы (и действительно, за январь–апрель было подписано ну очень мало законов). Но и после инаугурации Владимира Путина ситуация не сильно изменилась. Кроме того, в прежние «междуцарствия» таких провалов не случалось.
То, что мы видим сейчас, – беспрецедентное торможение законодательной активности. В прошлое правление Путина цифры законодательной активности опускались до близкого к нынешнему уровня, но все же Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович в этом году установили рекорд 2000-х. В прошлый раз такие показатели были отмечены только в 1996 году, во время сложнейшей для президента Бориса Ельцина избирательной кампании, когда оппозиционная ему Дума бойкотировала начинания исполнительной власти, а глава государства, соответственно, редко подписывал что-то, вышедшее из стен неудобного для него парламента, где первую скрипку играла КПРФ. Мнение о том, что Путин идет по пути Ельцина, получает неожиданное подтверждение.
На графике мы видим мощный всплеск законодательной активности в период президентства Дмитрия Медведева, который позиционировал себя как реформатора. Несмотря на то, что его правление запомнится странными инициативами вроде отмены зимнего времени, тогда действительно было принято немало законов, которые хоть немного, но облегчали деятельность предпринимателей, были направлены на сокращение нашего технологического отставания. Финал его президентства и начало третьего срока Путина отмечаются небывалым с 1996 года торможением реформаторской активности. О том, каким будет Путин 3.0, график говорит очень красноречиво.
Количество законов, подписанных президентом в январе—июле
Источник: Государственная Дума