© Jоn Bеrkеley / The New Statesman

В своем обращении к Федеральному собранию президент Владимир Путин обычно озвучивает новые инициативы, которые потом еще долго обсуждают, воплощают, ругают. Путин вообще любит удивлять и демонстрировать – кто тут определяет повестку дня и направление развития страны. Вот и сейчас президент озвучил несколько инициатив. Но... это не его инициативы. Более того, в них сложно найти хоть что-то новое. Мы выбрали наиболее значимые предложения из области экономики и госрегулирования, высказанные во время сегодняшнего обращения к Федеральному собранию.

«Прошу поддержать законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции. … Это требование должно касаться всех должностных лиц, принимающих ключевые решения: и первых лиц государства, и правительства, и администрации президента, их близких родственников. Это, конечно, должно касаться и членов Совета Федерации, и депутатов Государственной думы. Что касается недвижимости за рубежом, то она в любом случае в соответствии с законом должна быть задекларирована, а чиновник должен отчитаться и о стоимости, и о происхождении доходов, которые позволили ему совершить эту сделку».

На данный момент законодательно закреплено декларирование доходов чиновников. В рамках антикоррупционного пакета обсуждается вопрос и о декларации расходов. Эта идея была озвучена еще Дмитрием Медведевым в его бытность президентом. Чиновники будут обязаны отчитываться за сделки с имуществом и сообщать о крупных покупках, сделанных также и супругами, и несовершеннолетними детьми. Если сумма покупки превышает совокупный доход за три года, это может послужить поводом к проверке. Примечательно, что президент не сказал о запрете на владение недвижимостью за рубежом, а ограничился лишь такой мерой, как декларирование. 

«Серьезными полномочиями обладает Счетная палата. Мы ждем от этого института гораздо большей эффективности и профессионализма. Правящая партия, да и парламентская оппозиция должны получить право выдвигать кандидатуры на пост председателя, заместителя и аудиторов. При этом было бы правильно, имея в виду особенности этого вида деятельности, ограничить их пребывание в должности двумя сроками подряд».

В Госдуму уже внесен законопроект, который подразумевает серьезные перемены в деятельности СП. Документ предполагает большее влияние парламента на СП, чем прежде. Депутаты будут предлагать президенту на утверждение не менее трех кандидатур на должность председателя Палаты. Сегодня это не обязательно. Что касается аудиторов, то их до 2007 года парламент выбирал самостоятельно. Но в тот период укрепилось мнение, что депутаты торговали местами аудиторов. Как раз чтобы пресечь коррупцию и повысить эффективность работы СП, ситуацию изменили, оставив право только утверждать кандидатуры, предложенные президентом. Новый документ предусматривает возможность увольнения руководства СП в связи с «утратой доверия».

«... уже с 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния, для начала это может быть сумма до 100 млрд рублей (некоторые считают, что не менее 100 млрд. рублей), нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов. С этим сегодня уже согласны и правительственные эксперты. Поэтому прошу Минфин проработать такую схему. Важно, чтобы такие проекты были окупаемы сами по себе».

О том, чтобы распечатать резервы, давно уже просят некоторые ведомства и эксперты, которые видят в этом решение отраслевых или инфраструктурных проблем. В правительстве ни одно рассмотрение масштабных стратегических документов не обходится без вздохов сожаления о том, что нельзя залезть в резервную копилку. Флагманом в этой дискуссии выступает Минэкономразвития, которое давно просит снизить планку наполняемости ФНБ с 7% до 5%, чтобы получить возможность финансировать инфраструктурные проекты. Однако Минфин до сих пор занимал непримиримую позицию. Сторонником накопления резервов является и экс-министр финансов Алексей Кудрин. Их логика в том, чтобы не трогать копилку без особой необходимости, иначе при отсутствии достаточных средств «в заначке» придется залезать в непосильные долги.

«... к вопросу подоходного налога. Я уже говорил об этом, вы знаете мою точку зрения, нам нельзя пока отказываться от так называемой плоской ставки. Прогрессивка, как бы она внешне не смотрелась социально справедливой, но она этой справедливости не обеспечит. ... Но вот что можно делать, что считаю нужно делать и что справедливо, – так это облагать так называемое престижное, демонстративное потребление дополнительными налогами. Напомню правительству о необходимости уже в первой половине 2013 года реализовать принятые принципиальные решения по так называемому налогу на роскошь, включая элитную недвижимость и, как бы тяжело не было, на дорогие автомобили, пускай даже новые».

Не так давно, меньше месяца назад, министр финансов Антон Силуанов заявлял, что Россия еще не готова к введению налога на роскошь. Проблема упиралась в определение того, что есть роскошь. Поэтому соответствующий законопроект «Справедливой России» завис в Госдуме. Однако после поручения президента дело явно продвинется. Агентство «Финмаркет» цитирует Антона Силуанова, который пообещал повысить налог на роскошные авто со следующего года. «Посмотрим, как это можно сделать», – сказал он.

«Поэтому нам нужно немного менять логику межбюджетных отношений. В качестве первоочередных шагов на муниципальный уровень будет передана основная масса налогов от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Кроме того, отменяются многие федеральные льготы по налогу на имущество и земли юридических лиц. Эти средства также будут поступать в региональные и местные бюджеты. ... Считаю также, что для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости, причем начиная уже с 2014 года. Но это должен быть самостоятельный выбор регионов, и при этом должна быть завершена вся работа по оценке объектов недвижимости и выверке данных об их владельцах».

Сегодня малый бизнес имеет возможность платить налоги по упрощенной системе налогообложения. Налоги при этом и так идут в муниципальные и региональные бюджеты. И в чем новация предложений президента по этой части – загадка. Что касается налогообложения недвижимости, то ввести единый налог на недвижимость пытаются аж с 2004 года, но этому мешает отсутствие полноценных кадастров земли и недвижимости. Росреестр обещал закончить эту работу до конца этого года, но очевидно, что обещание несбыточно. К началу этого года оценка была проведена лишь в 33 субъектах из 83. Кроме того, очевидно, что Госдума не успеет принять соответствующий закон. Ранее звучали оценки, что единый налог не введут раньше 2015 года. Пока что недвижимость облагается, исходя из инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на начало каждого года.