© ИТАР-ТАСС
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин и два его первых зама, единоросс Александр Жуков и коммунист Иван Мельников, предложили новую редакцию закона о Счетной палате. Помимо измененного порядка назначения на должность председателя, зампреда и аудиторов, у главного контролера за бюджетными средствами появятся новые функции и полномочия, которые Slon имел возможность изучить.
Что еще нового в законопроекте?
СП – орган парламентского контроля, поэтому документ усиливает ее зависимость от парламента. Теперь в законе подчеркивается, что думские фракции предлагают президенту не менее трех кандидатур на должность председателя палаты, а тот вносит кандидатуру одного из них на утверждение палаты. То есть инициатива Госдумы становится обязательной (по действующему закону, депутаты – комитеты, фракции или 1/5 депутатского корпуса – могут предложить президенту кандидата, а могут и не предложить). Однако механизм назначения очень похож на тот, что был описан в законе о выборе губернаторов, когда президенту предлагается три кандидата, но если президента они не устраивают, он вносит на утверждение свой вариант. Не стали депутаты «отыгрывать» назад и реформу 2007 года в части, касающейся назначения аудиторов. Напомню, до 2007-го аудиторов СП по 6 от каждой палаты выбирал сам парламент. Однако в 2007 году за парламентом сохранилось право лишь утверждать кандидатуры, предложенные президентом. Тогда необходимость такой реформы объяснялась коррупционным фактором: мол, депутаты торгуют местами аудиторов и назначения получает кто попало. Теперь это право возвращается, но с той же оговоркой, что и в случае с председателем СП и его замом: если президента что-то не устроит, он может заменить этого кандидата в аудиторы. В списке перечней оснований для досрочного прекращения полномочий руководства палаты, помимо нарушения законодательства или злоупотреблений по службе, недееспособности или личного желания, появился пункт «в связи с утратой доверия» (знакомая по увольнению Юрия Лужкова формулировка) – без особых пояснений; и опротестовать такую потерю доверия президента в судебном порядке не представляется возможным. В общем, президент сохраняет контроль над руководством СП. Появилось еще одно уточнение – теперь аудиторы и руководитель СП не смогут принимать награды или звания от политических партий и международных организаций. Зато коллегия СП может устанавливать дресс-код для своих сотрудников. СП наделяется новыми контролирующими полномочиями, которых раньше у нее не было. Так, она будет проводить выбор критериев оценки социально-экономической ситуации в стране; прописывается право палаты на проверку региональных дотационных бюджетов, проверку госзакупок – всего этого сейчас у СП нет. Если говорить о госзакупках, то помимо оправданности цен СП будет проверять обоснование необходимости самой покупки и оценивать, как эта покупка повлияла на эффективность госоргана, этот предмет закупивший.
У СП сохраняется право по согласованию с Госдумой приостанавливать движение бюджетных средств в любом направлении, если СП заметила нарушения и ее рекомендации были проигнорированы ответственным ведомством. Только теперь список подотчетных СП расходов увеличился – она теперь сможет, например, замораживать госзакупки.
Главное новшество позволит создать систему сдержек и противовесов, говорит Иван Мельников. Речь идет о стратегическом аудите и аудите федеральных проектов. То есть о том, что СП получит право оценивать итоги тех или иных ФЦП или мероприятий, на которые были потрачены бюджетные деньги, а также еще на стадии их реализации решать, стоит ли дальше финансировать этот проект. Теоретически, это могло бы коснуться целесообразности таких проектов единороссов, как ФЦП «Чистая вода», которую с подачи Петрика продвигал экс-спикер Думы Борис Грызлов.
Кроме того, если бы проект «Сколково» запускался после принятия этого закона, то и он мог быть подвергнут анализу СП как «инновационный проект, имеющий высокорисковый характер».
Из нововведений, которые позволяют говорить об усилении СП, есть также наделение ее правом получать от Генпрокуратуры информацию по тем проверкам, по которым палата направляла материалы в прокуратуру. То есть СП провела проверку, направила материалы в Генпрокуратуру, а дальше наделяется правом дальнейшего контроля за результатами этих проверок.