
Георгий Рублев. Портрет И. В. Сталина. 1930
В издательстве Corpus вышла книга историка Василия Краснопёрова «Анатомия "кремлевского дела"» — подробнейший, едва ли не почасовой анализ одной из масштабных уголовных фабрикаций середины 1930-х годов, жертвами которой стали более сотни человек — по большей части рядовых сотрудников и сотрудниц Кремля, военнослужащих и технических работников.
Истинной целью «кремлевского дела» (оно же «дело "Клубок"») было, по-видимому, свержение и уничтожение Авеля Енукидзе — одного из самых высокопоставленных (член ЦК и Центральной ревизионной комиссии) и наиболее приближенных к Сталину (крестный отец его второй жены, Надежды Аллилуевой, 1901–1932) большевиков. Поскольку в зоне ответственности Енукидзе было в том числе управление хозяйством Кремля — резиденции Сталина и других членов правительства, — то Сталин (по-видимому) предпочел не внезапную расправу, а медленную фабрикацию, в ходе которой и было сплетено разветвленное дело «о создании террористической группы на территории Кремля» (террористы — от кремлевских библиотекарш до высокопоставленных военных — якобы планировали убийство Сталина и других вождей).
Вероятно, удобным поводом для начала «дело» показались сплетни кремлевских уборщиц, судачивших о Сталине — в том числе о том, что он якобы убил свою жену (31-летняя Аллилуева покончила с собой 9 ноября 1932 года по неясным причинам). Этой стадии дела и посвящен отрывок из книги, который мы публикуем с любезного разрешения издательства. Протянуть от болтовни уборщиц ниточку к масштабному террористическому заговору, было просто делом техники, с которым чекисты Ежова блестяще справились.