
Рэйф Файнс в фильме Иштвана Сабо "Вкус солнечного света" (1999)
«У фильма такая же роль, как и у вакцины», — объяснял самый титулованный венгерский режиссер Иштван Сабо, комментируя «Вкус солнечного света». Снятый четверть века назад, фильм рассказывает о нескольких поколениях семьи, жившей в Будапеште с середины XIX века до советских танков в 1956-м. Это потрясающая трехчасовая сага, с визуальным рядом, зарифмованным с фа-минорной фантазией Шуберта — она сопровождает весь фильм, и оригинальный саундтрек Мориса Жарра ей вторит. И чем прекраснее Шуберт, тем чудовищнее события, происходящие с людьми, которые служили сначала короне, потом республике, добывали славу своей стране… А она в благодарность попыталась их уничтожить. Обычное дело — но кто же хочет о таком знать и помнить.
Продолжая начатый в предыдущей публикации рассказ о центрально-европейском кинематографе, исследующем преступления национальных фашистских режимов в своих странах— тех, что действовали не по приказу Третьего Рейха, но вместе с ним и по своей инициативе, переходим от Словакии к Венгрии, где в публичном пространстве этой темы в течение многих десятилетий не было. И только искусство отчасти восполняло этот пробел.