© christoph_aigner / Flickr.com
Facebook вводит «суперсоциальный» поиск. Благодаря чему мы сможем искать в соцсети любые объекты, причем искать по конкретному запросу – например, фотографию трехлетней давности, о которой только что вспомнили. Сам Facebook, разумеется, получит на этом еще больше трафика и сможет продавать значительно больше рекламы. Но это нововведение не то что не решает проблему Facebook, на которую мы все чаще жалуемся – это, наверное, ее даже усугубляет.
Американский активист Эли Паризер пару лет назад написал алармистскую книжку «За стеной фильтров» – о том, что социальные сети и вообще интернет загоняют нас в идеологический и информационный пузырь, в крохотный мирок, где все определяется нашими узкими интересами. Мы подписываемся на тех, чьи взгляды близки к нашим – и наша информационная картина становится гораздо более однонаправленной, чем когда эту картину формировали редакторы газет и ТВ.
Этот и без того узкий поток еще больше сужается, когда мы кликаем на картинку, допустим, с котиками или с обличением Путина, алгоритм социальной сети подхватывает наш клик и начинает показывать нам еще больше котиков и еще больше обличений Путина. И так далее, и так далее. Вплоть до того, что, как жалуются сегодня многие, в Фейсбуке стало решительно нечего читать. Недавно Facebook объявил об очередном новшестве в этом направлении: если вы, допустим, месяц или два не кликали на посты одного из своих друзей или одной из страниц, на которые вы подписаны, то соцсеть может перестать показывать вам уведомления от этих друзей и страниц. То есть попытается замкнуть вас в пузыре не только тематическом, но и хронологическом.
И все это не было бы так страшно и неприятно, если бы информационный пузырь выполнял ту задачу, которая заявлена: полностью потакать нашим вкусам и рисовать перед нами точно такую картину мира, в которой нам приятно жить. Ну что такого ужасного в том, что пару раз в день мы погружаемся в виртуальную реальность, в которой нет ни Путина, ни протестов, ни страдающих детей, ни финансовых кризисов, а есть сплошные котики, собачки и любимые музыканты или, допустим, дискуссии об истории искусств? Наивно было бы думать, что такой пузырь отрежет нас от «реальной» реальности – скорее, как фильмы и книги, даст от этой реальности немного отдохнуть.
Однако вот этой приятной виртуальной реальности совсем не получается. Проблема в том, что Facebook, Google и все остальные механизмы персонализации нашего присутствия в онлайне требуют от нас довольно жестокой самодисциплины. Чтобы лента Facebook была именно такой, какая будет нам исключительно приятна, мы должны подписываться исключительно на людей с близкими нам вкусами и кликать исключительно на те посты, которые нас порадуют.
Но ведь на деле мы кликаем не потому, что рационально видим впереди удовольствие. Мы кликаем, повинуясь случайным побуждениям: видим что-то возмутительное и нажимаем на ссылку, думая, что настолько мерзко быть уже не может, а оказывается, что может; кликаем, реагируя на ловко сочиненный заголовок, за которым – пустота; просто тянем время, чтобы не браться за неприятную работу. Ну и так далее. И вся эта ерунда, которую мы цепляем совершенно спонтанно, возвращается к нам в троекратном, десятикратном размере, потому что алгоритм Фейсбука принимает ее за наши подлинные интересы. Мы ставим лайки не обязательно потому, что нам что-то понравилось, а еще и чтобы поддержать приятного человека или лайкнуть то, что понравилось нашим друзьям. Facebook обещал нам вытянуть из глубин нашего сознания нечто такое, с чем будет интересно жить; а оказывается, что и вытягивать-то особенно нечего.
Поэтому когда Facebook обещает искать в своих недрах все, что нам может быть интересно, стоит задуматься: а сможем ли мы сформулировать действительно стоящий запрос? Без особых раздумий можно предсказать, что большинство этих запросов будут столь же поверхностными и спонтанными, как наши ежедневные клики в ленте. Между тем алгоритм соцсети распознает их как то, что нам действительно интересно. И мечте о приятном информационном пузыре придет конец.
Стало модно говорить о том, что Facebook просто изжил себя, нужно бежать во «ВКонтакте» или в Google+: вот там-то сейчас приятно и чудесно. Однако я думаю, что Facebook просто добрался до этого неприятного будущего раньше, чем другие соцсети. А Google с помощью своих плюсиков собирается превратить в нечто подобное весь интернет. Поэтому бежать некуда, разве что в реальный мир.