Неожиданное исследование: значимость кредитных ставок и в целом банковских кредитов в стимулировании экономического роста преувеличено, следует из материала «Банковские ставки и деловая активность», который подготовила аудиторско-консалтинговая компания ФБК на основе данных Росстата и Банка России. «Снижение ставок не является сейчас самой актуальной задачей», – считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В доказательству этому приводятся три основных аргумента:

1. Регулярные исследования деловой активности предприятий, которые проводит Росстат, показывают, что по степени влияния на производство высокий процент по кредиту находится лишь на пятом месте. Главными сдерживающими факторами опрашиваемые предприятия называют высокий уровень налогообложения, неопределенность экономической ситуации и недостаток финансовых средств. В Москве и Санкт-Петербурге лишь треть опрошенных говорит о значимости размера ставки для развития бизнеса.

Ограничивающие факторы в обрабатывающей промышленности (январь 2012 – март 2013 года)

Факторы, ограничивающие производство Среднее место Процент указавших
Недостаточный спрос на внутреннем рынке 1,2 40-45%
Высокий уровень налогообложения 1,8 40-45%
Неопределенность экономической ситуации 3,3 35-40%
Недостаток финансовых средств 3,7 35-40%
Высокий процент коммерческого кредита 5,0 25-30%
Недостаток квалифицированных рабочих 6,6 25-30%
Конкурирующий импорт 7,1 25-30%
Изношенность и отсутствие оборудования 7,4 20-25%
Недостаточный спрос на внешнем рынке 9,0 20-25%

Источник: Росстат

Высокий процент коммерческого кредита как ограничивающий фактор (2012)

Место в рейтинге Субъект РФ Доля опрошенных, отметивших высокий
процент коммерческого кредита в качестве
ограничивающего производство фактора
1. Республика Ингушетия 95%
2. Архангельская область 51%
3. Республика Северная Осетия-Алания 50%
   
9. Москва 40%
   
38. Московская область 31%
39. Санкт-Петербург 30%
   
87. Мурманская область 4%
88. Республика Алтай 2%

Источник: Росстат

2. С 2008 года отмечается снижение доли банковских кредитов в инвестициях компаний в основной капитал, за 4 года она уменьшилась с 11,8% до 7,9%. В то же время, как отмечает Игорь Николаев, в течение этого периода объем кредитов нефинансовым организациям постоянно рос.

Доля кредитов банков в инвестициях в основной капитал, %

Росстат

3. Повышение ставки рефинансирования, которое началось с середины 2011 года, не сопровождалось снижением кредитования реального сектора: объем банковских кредитов нефинансовым организациям все это время увеличивался. На графике показана корреляция динамики кредитования со ставкой рефинансирования, но авторы исследования утверждают, что смотрели и на реальные ставки, по которым ЦБ рефинансирует банки – там такая же картина. 

Объем кредитов нефинансовым организациям и ставка рефинансирования

Источник: Банк России


Это исследование понравилось ЦБ, а представители бизнес-сообщества его раскритиковали. Что логично, ведь если для крупных предприятий, особенно с госучастием, банки выдают кредиты по ставкам, сопоставимым с уровнем инфляцией, то для малого бизнеса стоимость заимствований крайне высока, ставки зашкаливают за 20%. Slon приводит реакцию на это исследование представителей регулятора и бизнес-сообщества.

Вячеслав Моргунов,


директор департамента исследований и информации Банка России

Это исследование – луч света в темном царстве. Опровергнуто расхожее мнение, что все дело в ставке рефинансирования ЦБ. Для деятельности ЦБ она выполняет сигнальную роль, а в остальном является референтной ставкой для различных налоговых и страховых платежей. Ставка рефинансирования не имеет того значения, которое ей придают Дерипаска и прочие бизнесмены. Когда мы говорим о денежно-кредитной политике, борьбе с инфляцией и поддержании экономического роста, то роль этой ставки ничтожна. Лучше смотреть на ставки по краткосрочным кредитам ЦБ, основная задолженность сейчас по сделкам аукционного РЕПО, она составляет 1 трлн 600 млрд рублей. Ставка по аукционному РЕПО сейчас 5,5%, и ее нужно было бы обсуждать – соответствует ли она сегодняшней инфляции и темпам экономического роста. По нашим оценкам, ставка денежного рынка находится сейчас на таком уровне, при котором уравновешиваются риски ускорения инфляции и риски замедления экономического роста. Установить зависимость кредитования реального сектора от денежно-кредитной политики все равно сложно, есть трансмиссионный механизм, при котором деньги ЦБ попадают в экономику. И это очень непростая материя.

Владимир Гамза,


председатель комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса «Деловой России»

Выводы этого исследования не доработаны. Не выявлена корреляция между ставками ЦБ и ставками банков. Также непонятно, какие предприятия участвуют в опросе Росстата, являются ли для них кредиты настолько важными, чтобы они действительно обращали внимание на ставку. Если предприниматель вообще не имеет возможности получить кредит, он обращает внимание на процентную ставку? Конечно, нет. Если у него оборотные средства составляют 100 млн рублей, а кредитов на 10 млн рублей, то понятно, что процентная ставка для него несущественна. Ставка является одним из самых важных факторов в бизнесе тех компаний, у которых доля кредитов в объеме оборотных средств превышает 50%. Что же касается снижения значения кредитов в инвестиционной активности предприятий, то не является ли это как раз следствием того, что банки повысили ставки по кредитам? Это вопрос.