На месте аварии в тоннеле между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» на Арбатско-Покровской линии.

На месте аварии в тоннеле между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» на Арбатско-Покровской линии.

Коммерсант / Глеб Щелкунов

На перегоне «Парк Победы» – «Славянский бульвар», где утром 15 июля 2014 года произошла крупнейшая в истории московского метро катастрофа, должно было действовать ограничение скорости 40 км/ч. Это прямо следует из проекта производства работ, оказавшегося в распоряжении Slon. В действительности в момент аварии поезд двигался со скоростью 66,6 км/ч – об этом сказано в экспертном заключении комиссии, которая расследовала обстоятельства катастрофы (копия протокола также есть в распоряжении редакции).

Проект производства, в котором указано ограничение скорости не более 40 км/ч, был подписан руководством метрополитена. Тем не менее машинисты, по словам адвокатов, об этом ограничении предупреждены не были.

«Действующий на тот момент глава метрополитена Иван Беседин подписал приказ о врезке данного стрелочного перевода, где не было указано ограничение скорости 40 км/ч, – говорит Сергей Князькин, адвокат одного из обвиняемых, Валерия Башкатова. – Если бы оно было, сработала бы автоматика, машинист даже при желании не мог бы ехать быстрее. Руководство Московского метрополитена, а не только стрелочники должны нести ответственность за случившееся».

В ходе судебного заседания 8 июля Князькин ходатайствовал о допросе в суде Ивана Беседина (в настоящий момент работает в ОАО «РЖД»), но получил отказ.

Проект производства работ – документ, подготовленный подрядчиком, ООО «Спецтехреконструкция», и согласованный с представителями метрополитена. Сейчас заместителю генерального директора по производству «Спецтехреконструкции» Анатолию Круглову предъявлено обвинение по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц»). Максимальное наказание – семь лет лишения свободы.

Кроме него по той же статье обвиняются трое сотрудников метрополитена. Двое из них, Валерий Башкатов и Алексей Трофимов, устанавливали стрелочный перевод не как представители метро, а как нанятые работники «Спецтехреконструкции», хотя, как утверждает следствие, трудовые отношения между ними и фирмой-подрядчиком не были оформлены должным образом.

На заседании 8 июля адвокат Князькин также ходатайствовал о применении гипноза к машинисту потерпевшего крушения поезда Сергею Осипову. Тот утверждает, что не помнит обстоятельства аварии, так как сам получил тяжелую травму (при резком торможении машинист вылетел из кабины вперед, пробив лобовое стекло). Защитник Башкатова предлагал с помощью гипноза выяснить, почему Осипов, пройдя стрелочный перевод, сначала увеличил скорость, а потом применил резкое торможение, и видел ли он на путях какие-то посторонние предметы.

Авария произошла на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии метрополитена. С рельсов сошли три вагона, погибли 24 человека, больше 180 пострадали.

Подробное расследование причин аварии в московском метро читайте в ближайшее время на Slon.