Сотрудники правоохранительных органов на Тверской улице в Москве.

Сотрудники правоохранительных органов на Тверской улице в Москве.

РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Группа депутатов, из которых по крайней мере часть известна плотными контактами с правоохранительными органами, внесла в Госдуму поправки к закону «О полиции» и примыкающим к нему актам. Поправки уже вызвали бурную реакцию, в основном в духе «полицейским хотят разрешить стрелять в людных местах» и «режим ожидает цветной революции со дня на день». Но если вглядеться в документ, впечатление меняется. Проект поправок писали не какие-то перепуганные душители свободы в Госдуме и выше, а профессионалы, то есть действующие силовики, хорошо знакомые с реалиями повседневной службы. И писали они его не для «режима», а для себя, любимых. Для удобства своей повседневной деятельности.

Это общее правило: любая норма, на практике защищающая ваши права, когда на них покушается полиция, представляет собой неудобство для полицейского

Поправки просто последовательно убирают из текста закона или выхолащивают в нем все положения, которые «мешают силовикам работать», – именно те, которые, несмотря на довольно серьезный перекос в тексте самого закона «О полиции» в сторону возможностей полицейских и в ущерб защиты прав граждан, на практике эти права действительно защищали. Или могли бы защищать, если бы в той реальной правовой среде, в которой действует закон, эти положения удалось бы заставить работать. Это общее правило: любая норма, на практике защищающая ваши права, когда на них покушается полиция, представляет собой неудобство для полицейского. Где-то приходится соблюдать трудоемкие и неудобные правила, где-то – напрягаться просить санкции суда, где-то – объясняться по поводу каждого случая применения оружия. Исследователю выявить такие нормы несложно: именно там, где они есть, и появляются стабильные, институционализированные практики их обхода – однотипные в разных подразделениях и устойчивые к изменениям писаной нормы. Практику еще проще: он знает лучше нас, что ему мешает, поверьте; и, находясь под постоянным прессингом проверок и угрозой уголовного преследования, пренебрегать буквой закона, точнее, той небольшой частью этой буквы, за выявленное нарушение которой ему может действительно «прилететь», он вовсе не расположен. Расположен он с нею хитрить и манипулировать, но это процесс, требующий времени и сил и таящий в себе собственные риски.

Новый закон «О полиции» действует уже почти пять лет, и у полицейских накопились к нему конкретные претензии: к тем конкретным пунктикам и закорючкам, формулировкам, из-за которых приходится либо напрягаться (объясняться, просить разрешения, следовать скучным правилам), либо – что чаще – изворачиваться, вырабатывать полузаконные, а то и откровенно преступные практики обхода неудобных правил.

Например, если надо задержать человека на дому, бывает нетрудно потом сделать так, что по бумагам он как будто вышел сам навстречу гостеприимному наряду и сдался в плен (если кто не знает, «пленные» – это стандартное полицейское определение для любых задержанных); к фальсификации протоколов в таком случае можно привлечь, скажем, того, кто вызвал полицию, или добровольных помощников. Но зачем напрягаться, когда есть возможность просто изменить правила? Обсуждаемый законопроект практически не создает никакой чудовищной новой практики. Зато легализует, узаконивает незаконные и преступные методы, которые сформировались после принятия закона «О полиции». Ну и еще, как увидим ниже, добавляет полиции несколько маленьких приятных бонусов.

Изменения, предложенные этим законопроектом, уже известны. Давайте посмотрим на него как на яркий образец логики, в которой работает такое законотворчество.

В момент принятия закон «О полиции» представлял собой цельный, от начала до конца прописанный заново документ, с понятной структурой и определенной, хоть и не бесспорной, внутренней логикой. Но такое бывает редко. Как правило – и поправки к закону «О полиции» не исключение, – законодательная новация состоит из набора «заплаток» на уже действующие акты: там поменяем словцо, здесь добавим строчку, изложим абзац-другой новым языком. Выглядит это примерно так:

…2) в статье 5:

а) во втором предложении части 3 слово «обязан» заменить словом «должен»;

б) часть 4 изложить в следующей редакции: «4. При обращении к гражданину сотрудник полиции должен назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения». <…>

д) дополнить частью 5’1 следующего содержания: «5'. При возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования лиц, их совершивших, положения, предусмотренные частями 4, 4'1 и 5 настоящей статьи, реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий»;

е) в части 7 слова «обязана обеспечить» заменить словом «обеспечивает»…

Ну и так далее.

Чтобы понять тут логику законодателя, нужно идти по тексту действующего закона и смотреть: что же в нем пытаются изменить? Если проделать эту процедуру, образ мыслей действительных авторов закона становится виден как на ладони. Так мыслит ленивый и нечестный служака, у которого есть две основные функции: достижение плановых показателей по раскрываемости уголовных дел, выписке административных штрафов и прочей обязательной рутине и минимизация жалоб от населения, которые могут быть приняты всерьез начальством, прокуратурой или судом. И этот служака стремится обеспечить себе минимум ответственности при минимуме усилий. Что же мы видим? Пройдемся буквально по некоторым строчкам, чтобы раскрыть саму суть приема. Итак, первая поправка.

…часть 2 статьи 4 после слов «создаваемые для» дополнить словом «обеспечения». То есть (извините, сейчас будет занудно), фразу в законе «В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее – подразделения полиции)» заменить на «В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для обеспечения и выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее – подразделения полиции)».

Как уже отметили знающие эксперты, этим одним словцом уничтожается одна из самых неприятных для полиции новаций закона 2011 года: разделение служб МВД на полицейские – выполняющие профильные функции – и обеспечивающие деятельность полиции, вспомогательные.