REUTERS / Host Photo Agency / RIA Novosti
Общественные дискуссии об отмене военной службы по призыву и переходе к профессиональной армии контрактников – «разговорчики в строю», которые лучше бы оставить. Во всяком случае так считают в Кремле. Как заявил сегодня пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, прохождение обязательной армейской службы в РФ является конституционной обязанностью, а обсуждение ее возможной отмены всерьез никем не ведется. «Военная служба является конституционной обязанностью граждан Российской Федерации и остается [ею], – цитирует чиновника РБК. – Поэтому здесь, что называется, можно высказывать личное мнение, но при этом нужно исходить из того, что это абсолютная конституционная обязанность граждан».
Тема службы, очевидно, возникла вслед прошедшим праздникам, а также, возможно, на фоне нарастающей критики со стороны некоторых известных людей. В частности, актер и телеведущий Дмитрий Нагиев в интервью изданию «Аргументы и факты» оценил собственные годы службы как «бесцельно потраченное время» («Может быть, именно это дало мне некую закалку. Но, вероятно, эту самую закалку можно получить в спорте, а еще лучше – в библиотеке или другими путями»).
Но нельзя не признать, что государство за последние годы потратило немало бюджетных средств и приложило не меньше усилий, чтобы армия воспринималась обществом, включая подрастающее поколение, как потенциальный работодатель. И по российским меркам – далеко не худшим из возможных. Согласно исследованию ВЦИОМа пятилетней давности, больше половины граждан (53%) в качестве желанного места работы для своих детей рассматривают правоохранительные органы и прочие силовые ведомства. Ведь даже в кризис, как однажды с гордостью отмечала замминистра обороны Татьяна Шевцова, ведомству «удается держать денежное довольствие военнослужащих на уровне ведущих отраслей экономики». Напомним, как подобные настроения сочетаются с растущей бедностью в стране и к каким социальным последствиям это ведет.
В разгар кризиса и под давлением санкций Россия уповает на армию. Согласно свежим соцопросам, более чем каждый третий россиянин (39%) считает, что общество и власть должны держать равнение на людей в погонах (в формулировке ВЦИОМа – «взять армейскую структуру и порядок за образец для построения всего общества»). Население, которое прежде воспринимало российскую армию как символ нищеты, бесправия и издевательств, теперь видит в ней лучшую форму социального устройства. Чем объяснить перемену?
Что происходит с российской армией?
Она находится на пике финансового возрождения. Еще до событий на Украине государство решило форсированно наращивать оборонные расходы. По этому показателю страна за последние десять лет переместилась с 8-го места на 3-е в рейтинге национальных расходов на оборону, ежегодно составляемом Стокгольмским институтом исследования проблем мира (SIPRI). Больше тратят только Китай и Америка. Объем оборонных расходов России с 2004 по 2013 год увеличился на 108% – до $87,8 млрд, в то время как ВВП – на 39%. SIPRI считает Россию одним из наименее миролюбивых государств: страна, согласно прошлогоднему индексу, стоит на 152-м месте, рядом с Северной Кореей и неподалеку от Израиля.
Россия в тройке лидеров по размеру оборонных бюджетов
Источник: SIPRI
В Глобальном индексе военной мощи (Global Firepower Index) Россия занимает вторую позицию среди сильнейших армий в мире, уступая лишь США. В свою очередь, Боннский международный центр конверсии (BICC) уже более 10 лет стабильно помещает Россию в топ-5 наиболее милитаризированных государств (в основе рейтинга такие показатели, как соотношение бюджетных расходов на оборону и на здравоохранение, а также соотношение военных (включая военизированные формирования, но исключая правоохранительные органы) и врачей к общей численности населения и отношение к ней же количества единиц тяжелого вооружения).
Почему отношение россиян к армии меняется?
Присоединение Крыма под дулом «вежливых людей» и война на востоке Украины повысили престиж армии в глазах значительной части населения. Однако новое, положительное восприятие армии в первую очередь заслуга государственной пропаганды.
Большую часть из 10 лет работы ведомственный телеканал «Звезда» получал из бюджета 1–1,5 млрд рублей в год. Теперь он рвется в лидеры эфира и сумел укрепить позиции даже на фоне падения рейтингов основных федеральных каналов. К тому же попадание во второй мультиплекс должно обеспечить «Звезде» к концу 2018 года доступ к 98,1% населения.
Еще один объект пропагандистских усилий – массовые мероприятия, включая рок-концерты. Как заметил известный музыкант Борис Гребенщиков, «у нас с рок-музыкой соединилось Министерство обороны». Официальная позиция организаторов крупнейшего национального рок-фестиваля «Нашествие»: «Армия с народом!» Устроители предлагают «познакомиться с военнослужащими и их образом жизни, прикоснуться к военной технике – это интересно!»
Результат такой активности налицо.