Памятник А.С.Пушкину на Пушкинской площади в Москве

Памятник А.С.Пушкину на Пушкинской площади в Москве

Коммерсантъ / Дмитрий Костюков

В украинском городке Коростень есть краеведческий музей, сталинский командный пункт и красивый парк. В этом парке на самой вершине стоит памятник древлянскому князю Малу. А внизу табличка: «Князь Мал, непокоренный патриот земли древлянской. Боролся за независимость древлян в X веке».

Именно такая чепуха получается, когда пытаются описывать события тысячелетней давности современными нарративами.

Потому что князь Мал – это тот самый дядя, который, устав от непомерных аппетитов князя Игоря, взял и порвал его на березках во время очередного визита за данью. Правда, для самих древлян, если верить «Повести временных лет», это ничем хорошим не кончилось: пришла Ольга с малолетним Святославом и сожгла Коростень к чертям. Аккурат 1070 лет тому назад.

А памятник Малу поставили в 2005-м. Когда 65-тысячному городку с промышленным настоящим надо было отыскать в своем прошлом важную туристическую деталь. Отыскали. Спустя десять лет на въезде в город впору вешать транспарант:

«Добро пожаловать в ДНР. Древлянская народная республика, уничтоженная киевской хунтой и дружинными карателями, приветствует гостей!»

Я пишу это все только для того, чтобы сказать: не надо втягивать прошлое в настоящее. И уж тем более использовать его для описания современной повестки. Прошлое тем и хорошо, что оно свое отвоевало.

Впрочем, боги азбучных истин могут искать себе более благодарную паству. Потому что последние полтора года мы наблюдаем за тем, как «ястребы» пытаются поставить под ружье всех моральных авторитетов прошлого. Это их стараниями Пушкин, Достоевский и Толстой начали выполнять роль торговых представителей по продаже имперских фантомов.

Нам придется вспомнить о том, что Пушкин был рабовладельцем, Достоевский – ксенофобом, а Фет – антисемитом

Схема их действий обычно довольно проста. Берут, например, пушкинское «Клеветникам России», проводят аналогию между польским восстанием и украинским Майданом. А после этого отправляют Александра Сергеевича воевать за «Новороссию». И бессмысленно объяснять им в этот момент, что «солнце русской поэзии» из своего XIX века ну никак не может быть моральным камертоном событий века двадцать первого. Не поймут.