Кирилл Каллиников / РИА Новости
Одним из ключевых событий прошлого года стало падение цен на нефть. Если в 2014 году среднегодовая цена барреля Urals составляла $97,6, то в 2015-м – лишь $51,2. В первый же месяц 2016 года нефтяные котировки опустились ниже психологически значимого уровня $30 за баррель. Резкий обвал цен на основной товар российского экспорта заставил правительство пересмотреть параметры федерального бюджета, одобренного Государственной думой лишь только в декабре.
В январе Минфин предложил всем министерствам и ведомствам сократить десятую часть собственных расходов: если этого сделано не будет, их бюджетные лимиты будут урезаны в принудительном порядке. Бюджет-2016 был рассчитан из среднегодовой цены барреля Urals $50. По оценке Минфина, если его среднегодовая стоимость составит $40, то федеральная казна потеряет 11,7% запланированных доходов (1,6 трлн из 13,7 трлн рублей), при этом дефицит достигнет 5,2% ВВП. Решить проблему выпадающих поступлений и призвана инициатива Минфина по секвестрированию бюджета. Однако в дальнейшем задействовать этот инструмент будет непросто. С одной стороны, секвестр затронет все министерства без исключения, вне зависимости от их эффективности и возможности безболезненно сокращать расходы. С другой стороны, в предвыборный год сокращение расходов является политически чувствительной мерой. Впрочем, намеченные на сентябрь парламентские выборы в условиях экономического кризиса станут далеко не первыми в истории России. За двадцать с лишним лет страна пережила шесть кампаний по выборам в Думу – и каждая из них оказывала влияние на характер проводимой правительством бюджетной политики.
1993
Первые в истории постсоветской России парламентские выборы прошли в декабре 1993 года. Победу по партийным спискам тогда сенсационно одержала Либерально-демократическая партия (ЛДПР) Владимира Жириновского, который запомнился избирателям благодаря своим ярким выступлениям по ТВ. Второе место занял блок «Выбор России» во главе с Егором Гайдаром, который в то время был вице-премьером правительства. Первенство ЛДПР по итогам выборов объяснялось не только харизмой ее лидера, но и тем, что в преддверии голосования правительство предприняло меры по сокращению госрасходов: по инициативе Гайдара, вернувшегося в состав кабинета министров в сентябре 1993-го, в четвертом квартале расходные обязательства всех статей федерального бюджета были сокращены на 20%.
Впрочем, граждане еще были готовы затянуть пояса, иначе бы они на общероссийском референдуме в апреле 1993-го не поддержали президента Ельцина (58,7% проголосовавших) и не одобрили бы проводившуюся правительством социально-экономическую политику (53%). Это, в свою очередь, во многом предопределило победу президентской стороны в кризисе двоевластия, окончившегося октябрьскими трагическими событиями в центре Москвы, а также декабрьский успех «Выбора России» в одномандатных округах, победу в ряде из которых обеспечили блоку Егора Гайдара равное с ЛДПР представительство в Думе – обе фракции заняли по 64 места в нижней палате парламента. Однако статус партии власти «Выбор России» не смог капитализировать в дело реформ.
1995
Послевыборный 1994 год оказался сложным для реформаторов. В январе правительство покинул Егор Гайдар. Вслед за ним свой пост покинул глава Минфина Борис Федоров, настаивавший на необходимости прекращения финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка, которые приводили к высокой инфляции, достигавшей четырех- (2508,8% в 1992 году) и трехзначного уровня (840% в 1993-м), и обвальному падению рубля – между декабрем 1992-го и декабрем 1993-го курс взлетел с 414 до 1247 RUR/USD. Уход Гайдара и Федорова печатный станок не остановил, равно как и не решил проблему гиперинфляции, составившей по итогам 1994 года 131,6%. Рубль также продолжил падение, пик которого пришелся на «черный вторник» 11 октября, когда курс вырос с 2833 до 3926 RUR/USD.