Дмитрий Медведев на пленарном заседании XV съезда партии «Единая Россия».

Дмитрий Медведев на пленарном заседании XV съезда партии «Единая Россия».

Александр Миридонов / Коммерсантъ

Эксперты постоянно повторяют, что нынешние думские выборы будут особенными: впервые в путинской России голосование будет проходить в условиях значительного ухудшения уровня жизни населения. Понятия «кризис» и «Путин» кажутся несовместимыми, между ними постоянно идет соревнование, а наблюдатели делают ставки. Условные консерваторы (те, кто хочет, чтобы все было как есть) стоят горой за президента, либералы ждут, что вот-вот все рухнет и кризис сломает хребет пресловутой путинской вертикали. А народ тем временем как ни в чем не бывало готов снова голосовать за президента и его партию. Как будто только вчера взяли Крым и никакого кризиса пока нет. Но это очень обманчиво.

До выборов в Госдуму полгода (они пройдут 18 сентября), и уже сейчас можно наблюдать, как политическая система подстраивается под новые условия, в которых будет проходить голосование.

Одна из главных задач – спасти Путина от последствий кризиса и не допустить влияния негативных социально-политических явлений на его положение. Под задачу «спасти рядового Путина» подстраивается партия власти, которую передают во временное пользование Дмитрию Медведеву. Под его руководством будет писаться программа, а сама «Единая Россия» фактически возьмет на себя ответственность за проведение антикризисной политики. Голосование за «ЕР» должно стать более прагматичным.

Медведеву отведена не самая почетная роль – руководить партией власти в кризис, когда трудно раздавать громкие обещания

Медведеву отведена не самая почетная роль – руководить кабинетом министров и партией власти в кризис, когда трудно раздавать громкие обещания и подкупать избирателей щедростью. А это означает, что для Медведева партия власти – не подарок, а обуза. Роль «Единой России» становится более технической. Внутри ее появляются различные центры влияния, конкурирующие между собой, имидж оставляет желать лучшего. Перед ней ставится и более приземленная задача – получение относительного большинства: 30–40% «не будет трагедией», говорил «Ведомостям» источник в Кремле, ссылаясь на недавние слова Вячеслава Володина. К тому же в отличие от всех предыдущих парламентских выборов нынешние разведены во времени с президентскими, и Путину не обязательно тащить за собой паровозом и партию власти ради спасения собственного результата.