Заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по культуре Владимир Бортко на пленарном заседании ГД РФ.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по культуре Владимир Бортко на пленарном заседании ГД РФ.

Владимир Федоренко / РИА Новости

Владимир Бортко произносит страстную речь в защиту Сталина, называя его «символом нашей страны». «А если ради государства нужно было уничтожить вашу семью, вы бы пошли на это?» – «Если у меня будет выбор – страна или семья, я выберу страну» – а это режиссер Владимир Бортко уже в эфире НТВ, в программе «Большинство».

С учетом того, что мы слышим последние два года по тому же телевизору, в словах Бортко нет ничего особенного – так многие теперь говорят. Заставляет нас обращать внимание на эти фразы только тот факт, что человек, произносящий их, почти тридцать лет назад снял фильм «Собачье сердце» (1988).

Люди, которые сегодня пишут, что «Бортко не снял ничего гениального», поступают в интеллектуальном смысле не совсем честно. Это слишком простой способ – в отместку назвать все, что снято режиссером прежде, «средним». Можно спорить о таланте – но нельзя не признать, что фильм Бортко изменил в свое время сознание миллионов советских людей. О значимости фильма можно судить хотя бы по частоте упоминаний его в соцсетях. Мало какие советские фильмы вжились в новую цифровую и сетевую культуру. Фильмы Гайдая, «Мгновения» про Штирлица – «Собачье сердце» стоит с ними в одном ряду. Во всех идейных спорах в фейсбуке вспоминают фразы из «Собачьего сердца» или просто ставят картинку с профессором Преображенским и Шариковым – в качестве последнего аргумента в споре, или, как говорил герой Евстигнеева, в качестве «окончательной бумажки». Фраза «разруха в головах» звучит с одинаковой частотой и от либералов, и от государственников – и мало кто сомневается в том, что эти люди цитируют не книгу Булгакова, а именно фильм Бортко. Такая актуальность фильма говорит об одном: режиссер уловил нечто даже более важное, чем конфликт идеологический. Спор между профессором Преображенским и Шариковым – это конфликт ценностный, между культурой и невежеством.

Были деньги и была свобода – невозможный сон советского режиссера сбылся

Мария Розанова, жена Андрея Синявского, считала Октябрьскую революцию прежде всего бунтом против культуры: когда громили очередной барский дом, пишет она, этот акт часто завершался торжественным разрушением рояля. Акт в высшей степени иррациональный, непрактический – но крайне символичный. Именно это Бортко и сумел показать в фильме – фундаментальный конфликт между культурой и антикультурой, сумев еще и донести его в максимально доступной форме.