
Сегодня, 31 мая, «Яндекс» анонсировал поглощение интернет-магазина одежды KupiVIP с намерением интегрировать его в «Яндекс.Маркет». Сделка должна быть закрыта во втором квартале текущего года после одобрения ФАС. Ожидается, что она «позволит “Яндекс.Маркету” ускорить выход на рынок одежды, обуви и аксессуаров благодаря налаженной инфраструктуре, базе поставщиков и многолетнему опыту команды KupiVIP».
KupiVIP тринадцать лет назад создал российский предприниматель немецкого происхождения Оскар Хартманн. Он последовательно и успешно привлекал в свою компанию инвестиции крупных фондов и одно время планировал вывести ее на биржу, рассчитывая при этом на рыночную оценку до $1 млрд (сколько Хартманн и другие совладельцы KupiVIP заработают на сделке с «Яндексом» неизвестно – ее финансовые условия не раскрываются). Напомним, как начинался этот бизнес и из чего исходил предприниматель, надеясь построить одного из крупнейших игроков в российском e-commerce.
Ближе к полуночи в центральном офисе холдинга KupiVIP сквозь мерное жужжание техники прорывается громкий стук. Он доносится из кабинета основателя и гендиректора компании Оскара Хартманна. После очередного тяжелого дня 31-летний бизнесмен, засучив рукава сорочки, берется за молоток и зубило, чтобы поработать над упрямой глыбой мрамора. В прошлом году Хартманн выполнил личный норматив по рисованию, создав десяток графических абстракций. В планах на этот – скульптура. Камень еще далек от формы, которую надеется ему придать Оскар. Скульптура задумана в виде лестницы, ведущей к вершине. Придется терпеливо высекать каждую чертову ступень. Почти как в проекте, запущенном полуночным скульптором более пяти лет назад: энергично бьешь в одну точку и постепенно приближаешь реальность к авторскому замыслу.
Авторский замысел? В отношении Оскара Хартманна это, возможно, звучит немного двусмысленно. В России едва ли вы найдете более стойкого и последовательного приверженца идеологии copycat – или бизнес-трансфера, как предпочитает выражаться сам Хартманн.
– Если 140 млн человек верят, что иностранная практика в России не работает, что ж, пусть будет один человек, который считает иначе, – заявляет мне 31-летний предприниматель.
Хартманн когда-то считал пределом мечтаний ежемесячный заработок $10 тысяч. Теперь, возглавляя группу, продажи которой за прошлый год перевалили за $350 млн, он устало улыбается былой скромности. Шопинг-клубы KupiVIP.ru и KupiLUXE.ru, интернет-магазин ShopTime.ru и другие проекты Хартманна нравились и продолжают нравиться инвесторам, за несколько раундов вложившим в компанию предпринимателя свыше $140 млн. От запланированного через пару лет выхода на Нью-Йоркскую фондовую биржу Оскар ожидает оценки бизнеса в диапазоне $700 млн – 1 млрд. Миллиардный оборот тоже дело времени. В прошлом году предприниматель делился прогнозами, по которым это должно случиться через четыре года.
Визуализация
Как и для большинства людей, миллиард для меня – просто цифра с неприличным количеством нулей. В сущности, абстракция. Хартманн же видит в ней промежуточную цель своих усилий. Это почти осязаемый плод его мыслей. Доверять своим сокровенным желаниям его еще подростком научил Арнольд Шварценеггер, от книг и видеокурсов которого Оскар был без ума. Наряду с позитивным мышлением и защитой от любого отрицательного влияния визуализация будущего была одним из трех принципов, на которых покоилась теория жизненного успеха Арни.
«Всегда представляйте свои цели так, как будто все это происходит с вами прямо сейчас. В своем сознании сделайте это реальностью. Создавайте детальные образы. Войдите в роль и мысленно играйте ее. Мысленно представляйте свою цель не менее одного раза в день, не пропуская ни дня». Подобные слова действовали на Оскара словно гипноз. Даже плавая в бассейне, он представлял себя чемпионом, стоящим на подиуме.
Но для начала юноша мечтал вырваться из привычного окружения. Хотелось новых друзей, впечатлений и свободы, которой угрожала неумолимо надвигавшаяся свадьба с девушкой Оскара, семья горячо желала выдать ее замуж. Без пяти минут жениху повезло. Гуляя по вечернему Фрайбургу, городу на юго-западе Германии, где он в то время жил, Хартманн случайно увидел оборванный плакат, рекламирующий ученический обмен между немцами и американцами. Набор был завершен, но Оскар так страстно желал уехать, что постарался запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Администрацию программы удалось уговорить, а семья успела собрать немалый депозит 20 тысяч марок, требуемый по условиям участия. Вскоре Хартманн оказался в штате Огайо.
Об Америке Оскар рассказывает так, как будто побывал в раю. Путешествия по стране в студенческом автобусе, работа на лодочной заправке живописного озера Атвуд – все это было незабываемо. У американцев талант пробуждать в людях предприимчивость. Даже снеговиков Оскар научился лепить за деньги – $50 за штуку. А еще он увидел там товары и услуги, которых не было в Германии. Трудно сказать, что именно повернуло тумблер. Возможно, продававшиеся через интернет спортивные добавки для бодибилдинга, которым тогда увлекался Оскар (позже на родине он запустил profitnessshop.de, одну из первых своих компаний), или что-то еще.
Впрочем, это и не важно. Главное, что Хартманн уяснил для себя: ничто не способно так быстро построить успешный бизнес, как перенос ценности из одного места в другое. Это определило взгляд юноши на мир. Можно взять идею, эффективность которой доказана отважными первопроходцами, а неизрасходованную предпринимательскую энергию пустить в дело: в выстраивание операционного бизнеса, персонал, закупки, логистику – в утомительное высекание ступеней ведущей наверх лестницы.
Братья по оружию
В своих интервью Хартманн почти не упоминает о Дамиане Доберштейне, друге и партнере, с которым познакомился во время прохождения годовой альтернативной службы в Москве. Оба были медбратьями (Хартманн ухаживал за онкобольными, а Доберштейн – за детьми, страдающими аутизмом) и смотрели открытыми немецкими глазами на беспорядочную, но полную возможностей московскую жизнь. Позже приятели вернулись в Германию для учебы в бизнес-школе WHU близ Кобленца. Дамиан рассказывал западным журналистам, как вместе с Хартманном придумал построить крупнейший в России онлайн-проект в фэшн-индустрии. Оскар подтверждает, что активно советовался по поводу бизнеса с Доберштейном, находившимся тогда в Германии.
Так кому же из них пришла идея KupiVIP? Хартманн раздражается: какая разница?