Генерал Алексей Брусилов.

Генерал Алексей Брусилов.

РИА Новости

Брусиловский прорыв стал крупнейшим успехом русской армии в Первой мировой войне. Но он же послужил одной из главных причин ее разложения и катастрофы, случившейся с ней и со всей страной в 1917 году. В этом году исполняется ровно сто лет с того памятного наступления, которое началось 22 мая (4 июня) 1916-го.

Первоначально предполагалось, что Юго-Западный фронт генерала Алексея Брусилова, наступавший против австро-венгерской армии, будет наносить вспомогательный удар на Луцк, тогда как главный удар против германской армии нанесут Западный и Северный фронты. Идея отвлекающего удара на Луцк принадлежала начальнику штаба Верховного главнокомандующего генералу Михаилу Алексееву, тогда как Брусилов разработал план прорыва в оперативно-тактическом отношении. Но вскоре именно его фронт стал главным.

Фронт австрийцев состоял из 2–4 укрепленных полос, удаленных друг от друга на 5–6 км. Каждая полоса имела глубину до 1 км и состояла из 2–3 линий окопов и узлов сопротивления, сильно развитых в глубину и находившихся в артиллерийской связи между собой. Имелись железобетонные укрепления, колючая проволока и минные поля.

Австро-германская разведка сумела вовремя вскрыть русскую группировку и даже узнать день атаки, но командование, начав генеральное наступление на Итальянском фронте в середине мая, игнорировало сообщения об угрозе со стороны русской армии. В Вене и Берлине считали, что в 1915 году русская армия была основательно разбита и теперь не способна к большому наступлению.