Школьники на лекции в Третьяковской галерее

Школьники на лекции в Третьяковской галерее

Denis Sinyakov / REUTERS

Почему для успешной карьеры правильная школа важнее университета, сколько профессий должен уметь освоить современный человек и как для этого должно измениться российское образование, – рассуждает председатель правления IT-компании IBS Сергей Мацоцкий.

Вся моя профессиональная жизнь связана с IT. Но, пожалуй, самый большой вклад школы в мое становление как профессионала внесли, как ни странно, уроки истории. Я помню, как наша учительница просила готовить каждую тему в виде тезисного плана – кратких пунктов, в которых четко излагалась бы суть всего урока. Слово «буллиты» мы тогда не знали. Но этот навык структурного мышления и изложения информации, который, к слову, в отечественной системе образования на тот момент был абсолютно непопулярен, я считаю наиболее ценным своим приобретением за все школьные годы. Добавлю, что я окончил школу №444 – одну из сильнейших математических школ Москвы, где кроме истории было множество интереснейших предметов и прекрасных преподавателей, особенно по математике и физике. Но именно опыт тех уроков истории я пронес через всю жизнь и использую по сей день.

Что важнее, школа или университет?

В современном мире умение осмысливать и структурировать полученную информацию определенно вышло на первый план. В бизнесе давно очевиден сдвиг от hard skills к soft skills: во многих профессиях специалист переходит от роли исполнителя к роли исследователя и управляющего процессом. Роботы и софт успешно выдавливают клерков, и эта тенденция будет только нарастать. От сотрудников нам требуется все меньше формальных знаний и все больше умения воспринимать новое, структурировать и обрабатывать информацию, работать со смыслами.

Это явление тесно переплетается с глубокой социальной трансформацией. Разрушается привычный нам мир, где человек успевал пройти за жизнь всего один профессиональный цикл. Грубо говоря, ты рос, получал образование, дававшее профессию, и работал в одной области, оттачивая навыки и повышая квалификацию. Сегодняшние дети, без сомнения, будут проживать больше одного цикла. Футуролог Рэй Курцвейл предсказывает, что развитие медицины сможет продлить жизнь до 150 лет уже ближайшим поколениям. А упомянутая роботизация и автоматизация уже запустили процесс быстрого устаревания и смерти профессий, поэтому профессиональные циклы в ближайшем будущем, вероятно, будут длиться меньше десяти лет.

Задача нового поколения – уметь искать и менять профессии, а не раз и навсегда освоить «лучшую» из них

Задача нового поколения – уметь искать и менять профессии, а не раз и навсегда освоить лучшую из них. В быстро меняющемся мире человеку нужно быть готовым к тому, что уже завтра ему придется научиться использовать другой инструмент – более производительный и совершенный. Значит, и в образовании не может быть «финальных решений». Несмотря на это, российские родители по-прежнему озадачены поиском «лучшей профессии» для ребенка, хотя это определение уже сейчас является утопическим.

Возьмем столь популярное сейчас программирование. Думаю, в нынешнем виде этой профессии осталось лет десять-пятнадцать, так как скоро большую часть кода будет писать сам компьютер.