«В дельте реки Невы люди читали рэп… Самый поганый рэп – про свой поганый мирок». Стилистические разногласия между представителями разных субкультур – дело привычное. Шнур смеется над рэперами, рэперы Шнура тоже не жалуют. Отголоски этих тотальных противоречий доносятся до нас только в виде песен, стихов или вот баттлов – последний, между рэперами Оксимироном и Гнойным, собрал почти 11 миллионов просмотров (и будет набирать дальше). Рэп-среда живет постоянными обидами друг на друга; баттл – цивилизованный способ их разрешать, но иногда это превращается в культурный феномен, представляющий интерес для всех.
Когда после многочисленных репортажей о баттле спешно сбежались филологи и культурологи, они убедились, что, во-первых, это весьма небанальный спор о сущностях. А во-вторых, даже не зная деталей и сленга субкультуры, легко можно понять, о чем спорят, – как не было проблемой для Вознесенского или Окуджавы понять Гребенщикова или Майка Науменко. Этот спор в общем-то универсальный, вечный для русской культуры. Спорят, как всегда, о том, кто настоящий, а кто подделка; кто продался, а кто нет. Причем для этого используется вся палитра – от цитирования поэтов Серебряного века до банальных личных выпадов и оскорблений. Но попутно баттл превратился еще и в разговор о том, где проходят границы культуры в постмодерне, до какой степени можно использовать коды поп-культуры и каналы популярности, чтобы самому не превратиться в попсу; то есть это еще и обсуждение того, что есть сегодня культура, а что – имитация.