Власти Сан-Франциско официально одобрили установку в городе памятника «женщинам для утешения». Этот шаг вызвал критику со стороны японских властей – в частности, Осака объявила, что больше не будет городом-побратимом Сан-Франциско.
Монумент в Сан-Франциско был установлен в конце сентября. Идеи поставить такой памятник высказывались с 2015 года и обсуждались в том числе на уровне городской администрации, но не были приведены в исполнение из-за сильного сопротивления местной японской диаспоры. В итоге памятник был поставлен по инициативе частных лиц, и город не принимал участия в финансировании. Однако 22 ноября мэр Эдвин Ли подписал постановление с официальным признанием его статуса (теперь, в частности, монумент будет охраняться, как и другие памятники города).
Осака в ответ на действия властей Сан-Франциско объявила о разрыве партнерских отношений между городами. Сан-Франциско и Осака были побратимами с 1957 года. Мэр японского города Хирофуми Йошимура заявил, что теперь «между городами больше нет доверия» и что уже в ближайшее время он «предпримет [необходимые формальные] меры». Власти Осаки предупреждали о таком шаге с самого начала разговоров об установке памятника – они обещали, что сделают это, как только монумент получит одобрение со стороны властей Сан-Франциско. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, в свою очередь, назвал установку «глубоко разочаровывающей».
«Женщинами для утешения» называют работниц борделей для японских солдат времен Второй мировой войны. Сеть этих борделей была развернута на оккупированных Японией территориях в Корее, Китае и Юго-Восточной Азии. Подавляющее большинство женщин в этих борделях работали против своей воли. Общее число «женщин для утешения» могло составлять, по разным оценкам, от 20 до 400 тысяч человек.
Власти Японии традиционно крайне негативно относятся к установке памятников «женщинам для утешения». В январе 2017 года Токио временно отозвал своего посла из Южной Кореи, после того как памятник появился напротив японского консульства в городе Пусане. В Японии сочли, что установка такого монумента нарушает заключенное в 2015 году между странами окончательное соглашение об ответственности за «станции утешения». В рамках этого документа Япония приносила извинения за случившееся и выплачивала 1 млрд иен ($8,3 млн) в корейский фонд поддержки жертв сексуального насилия, а Корея, в свою очередь соглашалась считать вопрос «окончательно и бесповоротно» закрытым. Позже, однако, власти Южной Кореи заявили, что большинство населения страны «на эмоциональном уровне не приемлет соглашение».