В 1954 году в Оклахоме провели так называемый Robbers Cave Experiment, который показал, что человеку свойственно делить этот мир на «своих» и «чужих» – и конфликт неизбежен. Две случайно набранные группы школьников из хороших семей, ранее незнакомых, несколько дней жили в национальном парке. Сначала они выполняли общие задания в своей группе, что привело к ее сплачиванию, а затем узнали о существовании друг друга и стали соревноваться. Чем дальше шел эксперимент, тем сильнее обострялся конфликт. Словесные и физические столкновения, сожжение флага другой команды, уничтожение и кража имущества, дискриминация членов другой группы – все это привело к досрочному завершению эксперимента.
Несколько лет спустя эксперимент повторили в Бристоле, случайно разделив школьников на группы, названные в честь художников: «Клее» и «Кандинский». Участникам сказали, что деление сделано на основе предполагаемых предпочтений, и в итоге они стали по-разному относиться к «отвратительным» представителям другого лагеря, вне зависимости от реальных интересов и качества предшествующих отношений.
Из этих экспериментов выросла теория реалистичного конфликта: причиной столкновения людей являются вовсе не различия между ними, а конфликт целей и конкуренция за ресурсы. То есть два прекрасных человека могут возненавидеть друг друга, если претендуют на одну вакансию, а вполне мирные демократические страны – начать военные действия. Затем на этой базе была построена теория социальной идентичности, которая гласит, что лидером социальной группы становится тот, кто воспринимается ею как «свой», соответствует ее лидерскому прототипу и наилучшим образом продвигает ее интересы. А вовсе не тот, кто обладает уникальными качествами или навыками. Этот феномен крайне важен для объяснения фундаментального ценностного и лидерского перелома, который может произойти в России в течение ближайшего десятилетия.