В прошлом году суд китайской провинции Цзянсу ввел дополнительные меры воздействия на несостоятельных должников. При звонке на их телефоны звучит сообщение: «Абонент, которому вы звоните, уклоняется от выплат по долгам. Пожалуйста, повлияйте на него, чтобы он выполнил свои обязательства. Суд благодарит вас за сотрудничество».
Такие правила были введены и в других провинциях – Хэнань и Сычуань. В Пекине суд договорился с производителем антивирусного приложения, чтобы пользователям рассылались предупреждения, если им поступит звонок от человека, включенного в «список непорядочных людей». Эти списки в Китае публикуются официально. Их участники – миллионы людей – ограничены в трудоустройстве и передвижении: человеку, которого признали «непорядочным» не продадут билет на самолет или высокоскоростной поезд. И это не только должники – там оказался, например, журналист, публиковавший материалы о коррупции среди высокопоставленных чиновников. Он был осужден по делу о диффамации, и согласился выплатить компенсацию, но суд счел ее недостаточной.
Попытка повлиять на людей через их окружение – одно из направлений социального контроля в КНР. Оно принимает самые разные формы – цензуры, агитации, идеологического «воспитания» и наблюдения за гражданами, для которого используются самые современные технологии.
По выражению американской журналистки и правозащитницы Ребекки Маккиннон, в стране действует система, которую можно назвать «сетевым авторитаризмом». «Она не обеспечивает тотальный контроль, но достаточно эффективна, даже самые просвещенные жители Китая не уверены в том, в какой степени их представление о стране – и мире в целом – может быть объектом манипуляций», – пишет она.
Обращение к знакомым должников – один из примеров того, как система пытается привлечь помощников, добровольных или вынужденных. Официальная пресса утверждает, что это благоприятно сказывается на состоянии общества, а граждане получают возможность «участвовать в управлении страной». Однако возможности «управления» ограничены – система сдерживает разоблачения, если они касаются представителей власти. Практика в целом напоминает об опыте Культурной революции 1960–1970-х годов, пусть и в гораздо более легкой форме.